Охлаждающая жидкость: 5 главных мифов

Сегодня снова к "мифологии". На этот раз предлагаю тезисно рассмотреть самые, на мой взгляд, распространенные ошибочные мнения касательно охлаждающей жидкости (антифриза). Теоретической вводной сегодня не будет по причине того, что ранее мы уже касались данной темы в подробной статье про принцип работы системы охлаждения. Кстати, там же я простыми словами и с примерами описал, почему может закипать автомобиль. А вот один из самых волнующих моментов - то есть, касательно охлаждающей жидкости, там был опущен. Что-ж, сегодня пришел и её черёд.

Миф №1: Ни в коем случае нельзя менять цвет жидкости в своём автомобиле!

Пожалуй, это полноправный лидер среди страшилок про охлаждайку. В обещаемых последствиях фигурируют непроходимые отложения на трубках контура, чуть ли не мгновенная смерть помпы, самообразование воздушных пробок и прочие физико-химические эффекты из параллельной реальности. Что на самом деле. А на самом деле, цвет ОЖ не имеет ровно никакого отношения к её свойствам. Да, на заре распространения современных классов охлаждаек, пришедших на замену Тосолу, "цветовая дифференциация штанов" (с) имела какой-то смысл: производители старались придерживаться цвета соответственно классу ОЖ. Сегодня же это давно и навсегда потеряло актуальность. Продукт этот ныне разливают все кому не лень, а цветовая гамма жидкостей является не более чем отличительной чертой того или иного производителя.

проверка плотности антифриза ареометром
проверка плотности антифриза ареометром

Миф №2: Категорически нельзя смешивать жидкости разных цветов!

Хоть и номер два в нашем рейтинге, но по степени распространенности и чёрному облаку ужаса его окутывающему, миф абсолютно взаимозаменяем с "номером один". И последствия рисуются примерно те же. А по факту дело в том, что всё это происходит от непонимания большинством товарищей простых истин, описанных в первом пункте. Для принятия решения о смешивании жидкости нужно знать её класс, а не цвет. К устаревшим классам относятся G11 (тот же "Тосол", кстати), G12, G12+ и G12++. Странно, что не дошли до G12+++++ ... А вот самым продвинутым на сегодняшний день является G13. Так вот, антифризы "устаревшей" группы имеют этиленгликолевую основу, а новые (G13) - пропиленгликолевую. И соответственно, мешать первые четыре группы можно смело, а вот с пятой - уже не желательно. Вот и вся нехитрая формула. Конечно, в идеале нужно доливать то, что уже залито. Или менять контур полностью на новый тип ОЖ. Но если возникла необходимость раз в полгода долить поллитра и забыть еще на полгода - нужно просто долить, и всё. Не стоит ради этого мучительно высиживать ночами на форумах, где вас напугают и запутают еще сильнее. И даже если вы дольете поллитра G13 в свой антифриз старого образца - мир не перевернется, двигатель не заклинит, помпа не остановится. Всё куда проще, чем вы себе надумываете, друзья. :)

вы не поверите, но во всех этих канистрах может содержаться один класс охлаждающей жидкости с разными красителями
вы не поверите, но во всех этих канистрах может содержаться один класс охлаждающей жидкости с разными красителями

Миф №3: Если ОЖ быстро темнеет - то либо она бракованная, либо пришел конец системе охлаждения.

Снова вникаем в теорию. Любая охлаждающая жидкость содержит в себе пакет различных присадок. Антикоррозийных, смазывающих, антивспенивающих, и так далее. И если спустя полгода новая жидкость потемнела, а спустя год приобрела нездоровый бурый оттенок - то этому нужно скорее радоваться. Стало быть, присадки работают не только на рекламной этикетке, но и на деле - вымывая всю грязь и отложения со стенок контура и деталей помпы. К слову, ровно та же логика работает в отношении цвета масла. Но об этом у нас еще будет отдельный разговор.

Классика жанра: буро-коричневая жижа, слитая из системы. Не будем о том, сколько ее не меняли, но как минимум, она работала изо всех сил.
Классика жанра: буро-коричневая жижа, слитая из системы. Не будем о том, сколько ее не меняли, но как минимум, она работала изо всех сил.

Миф №4: После доливки в бачок дистиллировки необходимо обязательно менять весь объем.

Дескать, концентрация "уже не та" и системе будет от этого непереносимо плохо. Нет, конечно, если вы из 5 литров объема залили 3 охлаждайки и 2 - воды, то да, будет фигово. Но большинство почему-то упорно считает, что даже если в пути вы обнаружили минимальный уровень и восполнили его, плеснув пару стаканов дистиллированной воды - то всё, это замена всей жижи... Ничего подобного. Система охлаждения этого даже не заметит. Во-первых, потому, что если всё исправно, то она не работает каждую секунду на пределе и вот-вот мечтает закипеть, дай только повод. А во-вторых, давайте вспомним концентраты, продающиеся именно для самостоятельного приготовления охлаждаек путем разбавления водой. Вы действительно считаете, что производители рассчитывают на лабораторную точность соотношений концентрата и воды, при изготовлении готового продукта в гараже дядей Васей?.. Но как видите - ничего. Все мешают на глазок в вёдрах и канистрах (в лучшем случае - бытовым мерным стаканчиком) и заливают. И никто после этого не встал через километр с фонтаном из бачка или выпавшим на асфальт водяным насосом.

Миф №5: Чем ниже температура ОЖ, тем лучше.

А это любимый постулат непримиримых борцунов с перегревом. Отсюда - "холодные" термостаты, более концентрированные жидкости, дополнительные вентиляторы на радиаторах и прочие пустые потуги. Почему-то, крайне-модно стало считать, что рабочие 100-120 градусов современного двигателя на холостых- это уже работа на износ. Не знаю, откуда это пошло. Видимо, современных форумных инженеров крайне пугает факт срабатывания вентилятора, или естественное повышение температуры антифриза в глухих пробках с кондиционером... И как один сделает какую-то очередную не подкрепленную разумными техническими доводами глупость, так все и подхватят. Так вот, таким "улучшателям" стоит знать, что хронический недогрев для мотора не менее вреден, чем перегрев. И именно для того на современных машинах и ставят целые колонии датчиков, термостатов, клапанов и регуляторов. Не для того, чтобы всеми силами непременно температуру эту снизить! А для того, чтобы максимально-точно её поддерживать на различных уровнях для тех или иных режимов работы. И лезть туда со своими ПТУ-шными познаниями работы ЗиЛовских моторов совершенно не стоит. Всё уже рассчитано до вас, поверьте. :)

Перегрев двигателя - это повод заняться ремонтом системы охлаждения, а не часами вычитывать форумы на предмет выбора и смешивания жидкостей.
Перегрев двигателя - это повод заняться ремонтом системы охлаждения, а не часами вычитывать форумы на предмет выбора и смешивания жидкостей.

Кстати, и еще про температуру. Если стрелка регулярно показывает повышенное значение, а всё что можно проверить и сделать, вы уже проверили и сделали - не исключен вариант банальной неисправности приборной панели. Или, кто-то до вас там уже побывал и неправильно воткнул стрелку на место. Приведу небольшой видеоролик, в котором я подробно показал препарацию приборки и устройство стрелочных показателей. А также, пояснил, как их поставить на место, дабы значения соответствовали истине. Способ универсален для подавляющего большинства машин.


Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем чистого антифриза и герметичной системы охлаждения!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке! Вам не сложно, а мне поможет развивать это дело для вас.