Просто о сложном: что такое непосредственный впрыск топлива

20k full reads
31k story viewsUnique page visitors
20k read the story to the endThat's 66% of the total page views
5 minutes — average reading time

Например, всё тот же пресловутый TSI. Известно, что бензина потребляет мало, а едет не по-силам шустро. Да в общем-то, уже практически все крупные автопроизводители перешли на непосредственный впрыск. А как он устроен и чем отличается от "посредственного"? :) Давайте разбираться.
Вообще, для начала неплохо бы рассмотреть, чем в принципе система с впрыском топлива (она же инжекторная) отличается от "дедушки" всех топливных систем автомобиля - карбюратора. Но об этом я расскажу как-нибудь позже, а сегодня поговорим об отличиях непосредственного впрыска бензина от распределенного - классического, то бишь.

Пройдя нелегкий путь от топливного бака до топливной рейки двигателя, бензин попадает в цилиндры. Это общая очевидная схема. А вот далее начинаются различия.

Распределенный впрыск

В системе с распределенным впрыском топлива форсунка (это устройство, распрыскивающие топливо в виде мелкодисперсной пыли) установлена во впускном коллекторе - по одной перед каждым цилиндром. То есть она расположена перед впускным клапаном.

Что происходит в процессе работы: на такте впуска, когда поршень идет вниз и впускной клапан открывается, форсунка впрыскивает необходимое количество топлива во впускной коллектор, где он, перемешиваясь с воздухом, попадает в цилиндр уже в виде готовой топливо-воздушной смеси. После чего, на такте сжатия смесь эта сжимается и поджигается свечой.

распределенный впрыск
распределенный впрыск
распределенный впрыск

Непосредственный впрыск

А вот в случае с непосредственным впрыском, форсунка стоит в головке блока цилиндров и часть ее "торчит" непосредственно (ага) в камере сгорания. И топливо впрыскивается не на такте впуска, а в конце такта сжатия, когда и перемешивается с воздухом - уже практически в момент поджига свечой.
Примечание. Здесь стоит отметить, что системы непосредственного впрыска имеют разные алогоритмы подачи топлива - в том числе и такой, когда подача осуществляется и на такте впуска, и на такте сжатия.

непосредственный впрыск
непосредственный впрыск
непосредственный впрыск

Отличия друг от друга

Ниже на картинке я очень схематично сравнил момент работы этих двух систем. Но не вдаваясь в технические тонкости процесса, здесь просто нужно понять главное отличие этих двух вариантов питания:

В системе с распределенным впрыском в цилиндры поступает уже готовая смесь воздуха и бензина. В системе с непосредственным впрыском топливо подается отдельно, смешиваясь с воздухом уже в цилиндре.

Слева -  распределенный впрыск. Такт впуска, впускной клапан открыт, форсунка  впрыскивает топливо (красная стрелка) во впускной коллектор. Справа -  непосредственный впрыск. Такт сжатия, клапаны закрыты, форсунка  впрыскивает топливо сразу в камеру сгорания
Слева - распределенный впрыск. Такт впуска, впускной клапан открыт, форсунка впрыскивает топливо (красная стрелка) во впускной коллектор. Справа - непосредственный впрыск. Такт сжатия, клапаны закрыты, форсунка впрыскивает топливо сразу в камеру сгорания
Слева - распределенный впрыск. Такт впуска, впускной клапан открыт, форсунка впрыскивает топливо (красная стрелка) во впускной коллектор. Справа - непосредственный впрыск. Такт сжатия, клапаны закрыты, форсунка впрыскивает топливо сразу в камеру сгорания

Логично задать вопрос: какие плюсы дает второй вариант?

Основных преимуществ целая куча:

  • Конечно, топливная экономичность. Системы с непосредственным впрыском (далее - НВ) умеют работать на сверхбедных составах смеси. Так, широко распространенный двигатель 1.8 TSI от Volkswagen на холостых "нюхает" всего около 0.6-0.7 литра в час.
  • Второй конек таких систем - удельная мощность на единицу объема. Другими словами, двигатель с НВ будет на 10-15% мощнее своего аналога одинакового объема с классической распределенной системой питания. Это достигается за счет как более точной дозировки топлива в различных режимах работы двигателя, так и за счет более оптимизированной схемы смешивания с воздухом и последующего более эффективного сгорания смеси.
  • Хоть и мало кого в нашей стране волнует, но экологичность. Собственно, это является следствием всего вышеперечисленного. Меньше расход топлива - меньше накоптит воздух, если говорить по-простому. Плюс, возможность работы на сверхбедных смесях и более эффективное (т.е., более полное, без "сажи") сгорание, сами по себе делают выхлоп более чистым.

Разумеется, нельзя не сказать и о недостатках, куда же без них. :)

  • Дорого. Топливная аппаратура систем с НВ на порядок дороже и сложнее классических.
  • Высокая чувствительность к качеству топлива. Кстати, один из основополагающих факторов отпугивания людей при покупке машины с НВ. Наверняка многие помнят байки, как первопроходцы систем с непосредственным впрыском (японцы со своим GDI) могли запросто и враз помереть после одной заправки в какой-нибудь деревне, в те самые веселые 90-е годы. Так вот, байки-байками, а таки действительно могли.

топливная форсунка в момент работы
топливная форсунка в момент работы
топливная форсунка в момент работы

Конечно, сейчас такие системы питания уже давно отлажены и получили широчайшее распространение, а качество бензина в крупных городах даже у нас в целом стало более-менее сносным. Так что, не нужно поддаваться паранойе: если вы не планируете регулярно эксплуатировать такую машину глубоко в "Васюках", то всё будет хорошо. Скажу больше - на непосредственный впрыск постепенно переходят даже недорогие бренды, а носителями таких моторов становятся модели всё доступнее по классу.

Надеюсь, кому-то было полезно!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке! Делитесь в соцсетях!
Просто о сложном: что такое непосредственный впрыск топлива

Другие мои статьи на авто тему ниже и также в журнале Дзен OVER9000: