Найти в Дзене
В Дзене применяются
рекомендательные технологии
OVER 9000

Просто о сложном: система охлаждения двигателя. Как это работает

Перегрев чего бы то ни было опасен. Это очевидный постулат. Двигатель автомобиля не является исключением, а вот причины и следствия этого явления знают далеко не все. Сегодня предлагаю подробно разобрать вопрос о перегреве ДВС и наиболее частые причины этого явления.

Для начала чуть-чуть теории.

В процессе работы двигатель любого автомобиля нагревается, и контролировать сей процесс призвана охлаждающая жидкость. Циркулируя в замкнутом контуре по кругу, через каналы и протоки внутри мотора, она отбирает у него тепло и переносит его к радиатору. Где охлаждается набегающим потоком воздуха (на ходу), либо принудительно - вентилятором (когда машина стоит или движется в пробке). После чего, охлажденная, снова поступает к самым горячим местам и процесс повторяется.
На заре массового автомобилестроения, а в нашей любимой стране - и вовсе вплоть до 80-х годов, вместо всем известного "антифриза" (это, кстати, "народное" название всех охлаждающих жидкостей) лили воду. То есть, каждый зимний вечер водитель должен был сливать воду из радиатора, а по утру заливать заново. В противном случае, самые "забывчивые" автолюбители наутро обнаруживали разорванные радиаторы и патрубки системы, где замерзшая вода успевала сделать свое дело.

принципиальная схема системы охлаждения автомобиля
принципиальная схема системы охлаждения автомобиля

Тогда автопроизводители поняли, что такая система вызывает, мягко говоря, некоторые неудобства в процессе зимней эксплуатации. :) К тому же, теплоемкость воды не всегда была достаточной, а точка кипения в 100 градусов цельсия накладывала еще бОльшие ограничения на тепловой режим работы двигателя. И тогда придумали специальную охлаждающую жидкость. Плюсов у нее оказалась куча: теплоемкость выше (можно отбирать больше тепла у деталей), как выше и температура закипания (108-125 градусов в зависимости от марки). А "бонусом", пакет антикоррозийных и моющих присадок не так быстро, как вода разрушал металлические части системы охлаждения изнутри. Но самый главный плюс - такие жидкости не замерзают при температурах ниже ноля: вплоть до -50 у некоторых марок (почему, собственно, и "Antifreeze").

Кстати, система охлаждения любого двигателя имеет такую детальку как термостат - именно этот клапан регулирует, по какому пути будет двигаться нагнетаемая помпой (она же - водяной насос) охлаждающая жидкость (далее - ОЖ). Когда двигатель нужно быстрее прогреть (зима), охлаждайка бежит по малому кругу, минуя радиатор - условно говоря, просто циркулируя вокруг мотора. Когда же двигателю становится жарко, термостат направляет ОЖ по большому кругу: через радиатор. Где она, как уже говорилось выше, принудительно охлаждается. Такая система называется двухконтурной и на сегодняшний день является практически безальтернативной на серийных автомобилях.

пример попеременной работы двух контуров, управляемых термостатом
пример попеременной работы двух контуров, управляемых термостатом

А теперь, главный камень преткновения: ПОЧЕМУ ЖЕ ПЕРЕГРЕВАЕТСЯ МОТОР? Давайте рассмотрим по пунктам:

1) Банально забит радиатор охлаждения. Особенно актуально это становится летом и в пробках, когда двигатель практически сразу выходит на большой круг охлаждения и ОЖ циркулирует через радиатор. Уверен, все вы видели, что радиатор покрыт тысячами мелких ячеечек - чтобы отдавать тело максимально-возможной площадью. За пару-тройку лет эксплуатации, ячейки эти забиваются пухом, грязью и насекомыми, порой наглухо. Очевидно, что даже обдув вентилятора не спасает: ОЖ просто не успевает охлаждаться в радиаторе в достаточной степени, и уходит обратно к мотору почти такая же горячая как от него и ушла.

классика жанра: забитый радиатор
классика жанра: забитый радиатор

2) Не менее банально: не работает сам вентилятор. Обычно, перегорает предохранитель или (реже) неисправно реле включения. Но нужно понимать, что постоянно перегорающие предохранители - это не причина, а следствие. Вероятнее всего, электромотор вентилятора подклинивает и создает слишком высокую нагрузку на цепь.

3) Недостаточная эффективность помпы, качающей ОЖ по конуру. Либо у нее сточились лопасти крыльчатки, либо появились сколы и раковины на внутренней части корпуса. Или, что хуже, подклинивает подшипник - в этом случае, кстати, проходит она очень недолго и вероятность встать "в поле" с оборванным ремнем с каждой поездкой стремится всё выше.

уставшая помпа: видны раковины внутри корпуса
уставшая помпа: видны раковины внутри корпуса

4) Термостат заклинил в положении "малый круг". И как температура жидкости не повышайся - к радиатору для охлаждения она не попадет. А значит, температура после прогрева мотора продолжит расти. Понять это очень просто - если стрелка температуры уже вовсю ползёт к красной зоне, а верхний широкий резиновый патрубок радиатора холодный или чуть теплый - это на 90% термостат. Ибо, при открытии большого круга охлаждения, проходящая через термостат, и далее - через патрубок в радиатор горяченная жидкость, просто не позволит вам удерживать на нем руку больше секунды-другой.

термостат
термостат

5) Как ни смешно звучит, но... не работающая крышечка расширительного бачка. Дело в том, что внутри крышки встроен нехитрый двупружинный клапан (на впуск воздуха в бачок при охлаждении и на выпуск при нагревании). А следуя школьному курсу физики мы знаем, что чем выше давление - тем выше температура закипания жидкости. Так вот, задача этого байпасного клапана - выпускать из бачка воздух только при достижении заданного критического давления, когда уже появляется риск разрыва элементов системы охлаждения. Но до этого "дедлайна" крышка обязана воздух из системы не выпускать, дабы растущее давление внутри контура отодвигало точку кипения ОЖ как можно выше по градусам.

И тут имеем два варианта развития событий:
а) клапан залип в открытом положении. Читай - мы просто катаемся без крышки бачка. А значит, даже при нагревании в контуре охлаждения, давление в нем всегда будет равно атмосферному. Что имеем? Правильно - кипим раньше и чаще, чем задумано конструкторами данного мотора.
б) Клапан залип в закрытом положении. Читай - вместо крышки мы просто заварили бачок наглухо. ОЖ в контуре нагревается, нагревается... А воздуху выходить некуда! И давлением, превысившим все допустимые пределы, что-то непременно разрывает: шланги, бачок, радиатор - тут кому как везет. Соответственно, после такого фонтана из кипятка, резко падает как давление в контуре, так и уровень самой жидкости - со всеми вытекающими (буквально, ага). :) Не говоря уже о том, что течь в месте разрыва контура устранить на месте зачастую уже не представляется возможным.

Вывод из всего сказанного прост: хотя бы примерно представляя как оно работает, зачастую вы и без посещения кучи наглых и бестолковых сервисов сможете определить, в чем у вас причина перегрева двигателя. Ну как минимум, проследить за состоянием радиатора, попробовать махнуть крышку бачка на новую или обратить внимание на то, крутится ли в жару вентилятор - вы всегда в состоянии, согласитесь. Так что: поменьше вам кипеть, получше охлаждаться! ;)

Надеюсь, кому-то было полезно!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке! Вам не сложно, а мне поможет развивать это дело для вас.
-6

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Убил аккумулятор за месяц — просто потому что ставишь машину «не так»
Современный автомобиль — сложная система, в которой даже такие, казалось бы, обыденные действия, как парковка, могут оказывать неожиданное, но разрушительное влияние на состояние ключевых узлов. Особенно это касается аккумулятора — источника энергии, от которого зависит запуск двигателя, работа электроники и общее «здоровье» всей электрической системы. Большинство водителей свято уверены, что батарея разряжается только от старости, мороза или длительного простоя. Но одна привычка — ставить машину «не так» — может убить аккумулятор за месяц, даже если он новый...
Моторист рассказал, можно ли заливать в мотор масло 5W30 вместо 5W40 и смешивать их. И что будет, если залить не то масло
Сразу скажу, что этот вопрос волнует не только новичков, но и опытных водителей. Кажется, ну что тут такого? Масло ведь масло, правда? Тем более, оба варианта — 5W30 и 5W40 — довольно популярны. Но вот подвох в том, что они не так похожи, как кажется на первый взгляд. Сегодня разберёмся, в чём разница и почему заливая не то масло, можно нарваться на проблемы. Один знакомый моторист все объяснил простым языком, без заумных терминов — так, чтобы каждый понял. Ладно, давайте-ка распутаем этот масляный клубок без лишней зауми...
Могу победить "масложор" практически на любой машине, универсальной "таблетки" нет, но есть рабочий "рецепт"
Здравствуйте, уважаемые читатели! Очень и очень многие автолюбители сталкиваются с проблемой масложора двигателем. Исходя из моих наблюдений, когда это происходит, люди разделяются на несколько лагерей. Кто-то находит различные мануалы, где производитель указывает на то, что допустим 1 литр масла на 1500 километров, это нормальный расход. И они принимают решение, вообще не заморачиваться и ездить так. Сразу скажу, подход так себе. Другие начинают ругать конструкторов, которые неправильно собрали мотор...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты