Вся правда о свечах зажигания. Как же часто их надо менять?

Один из главных "религиозных" автомобильных вопросов. Наряду с такими китами как "какое масло лить в мотор" и "нужно ли менять масло в АКПП" (кстати, второй вопрос я подробно разложил в одной из недавних заметок). Что-ж, давайте и здесь попытаемся подробно расставить точки над "Ё".
Начать стоит с того, почему же свечи в принципе нужно периодически менять. Ведь по сути-то, это просто два контакта, между которыми проскакивает искра. Но ничто не вечно под луной, и факторов, влияющих на естественный износ свечи, достаточно.

Типичная свеча зажигания в разрезе
Типичная свеча зажигания в разрезе

Электроискровая эрозия.

А если проще - то в результате миллионов циклических искрообразований, металл контактов свечи (центральный и боковой электроды) со временем просто "выедается". То есть, расстояние между электродами становится всё больше, и чтобы "зажечь" искру, катушке зажигания требуется прикладывать всё больше сил. Что, очевидно, не лучшим образом сказывается на её ресурсе. В самых запущенных случаях, электроды сточены эрозией настолько, что стабильная электродуга между ними уже невозможна - происходят пропуски зажигания.

Съеденный эрозией боковой электрод (слева)
Съеденный эрозией боковой электрод (слева)

Образование нагара на электродах.

Вследствие угара масла и прочих микрочастиц, попадающих в цилиндры с топливом и воздухом. Также является естественным процессом, полностью избежать которого невозможно, будь у вас хоть трижды эталонный двигатель. Результатом "шубы" на электродах является всё та же повышенная нагрузка на систему зажигания. Кроме того, даже такие мелочи как форма электрической дуги и ее расположение относительно электродов - также немаловажный фактор для корректного поджига и полного сгорания топливовоздушной смеси.

Сильно уставшая свеча с сильным налётом (нагаром)
Сильно уставшая свеча с сильным налётом (нагаром)

Усталость изолятора электродов.

Либо ввиду естественного износа (большого пробега), либо, например - ввиду постоянно повышенного температурного режима в камере сгорания (по причинам, которые к данной статье не относятся). Соответственно, свечи "идут на пробой": искры в камере сгорания не возникает, зато возникает замыкание в непредусмотренном конструктивом свечи месте. И опять же - в таком ритме катушка зажигания долго жить не будет. Не говоря уже о регулярных пропусках зажигания с последствиями в виде плохой тяги, повышенного расхода топлива и прочих прелестей. Бывает и так, что виновником пробоев служит уставшая катушка зажигания или изношенные высоковольтные провода - то есть, когда процесс "убийства" свечи идет не изнутри, а снаружи.

Характерные черные дорожки пробоев изолятора
Характерные черные дорожки пробоев изолятора

Сегодня я намеренно не стал указывать такие радикальные вещи как оплавление электродов, осыпание изолятора в камеру сгорания и прочие ужасы. Обычно, такое происходит либо ввиду откровенно "палёной" продукции, либо если на замене свечей давно поставили крест и они трудятся уже бог знает сколько лет. Также, подобным вещам подвержены моторы разного рода "гонсчегов", но это вообще отдельная тема. Таким образом, три вышеперечисленных пункта - это ТИПИЧНЫЕ признаки естественного и постепенного старения любой среднестатистической свечи зажигания. Итак, главный вопрос:

Так как же часто менять свечи?

А ответ, как всегда, проще, чем вам размажут по древу на сотнях форумных страниц. И формула здесь элементарна: менять не реже предписанного инструкцией к автомобилю пробега, но не чаще чем их фактический износ до наступления этого пробега. Другими словами, если Руководство к автомобилю велит менять свечи каждые 60 тысяч - то раз в 20-30 тысяч не поленитесь их выкрутить и просто осмотреть. Если нет сильного комкообразного нагара, следов оплавления, сами электроды и изолятор не в масле или сажево-чёрном слое - вкрутите их обратно и не забивайте себе голову еще 20-30 тысяч. Поверьте: от того, что вы их будете менять вместе с маслом (есть и такие уникумы, и их немало), жизнь двигателю вы ни коим образом не улучшите и не продлите. Всё, чего вы добьетесь - лишних трат на "эффект плацебо" и самоуспокоение. Любой современный автомобиль прекрасно умеет оценивать собственное здоровье. И если внезапно возникнут проблемы с зажиганием - он вам об этом непременно доложит. А случиться такое может практически с равной долей вероятности как на старых свечах, так и на совершенно новых.

Нормальное состояние свечи в исправном ДВС. Пробег свечи - 50 тыс. км при нормированной замене каждые 60 тыс.
Нормальное состояние свечи в исправном ДВС. Пробег свечи - 50 тыс. км при нормированной замене каждые 60 тыс.
P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке! Вам не сложно, а мне поможет развивать это дело для вас.