Интернет-магазин товаров повседневного спроса

Сегодня, вряд ли кого-то можно удивить, затариваясь продуктами в интернет-магазинах с удобной доставкой тяжелых пакетов прямо к двери. Но у меня лично до сих пор вызывает недоумение, когда я пытаюсь выбрать из нескольких сортов гречки, пользуясь теми же знакомыми мне карточками и фильтрами, с помощью которых я выбираю новую кофточку. Каждый раз, выбор и сравнение продуктов питания в интернет-магазине, ставит меня в тупик, и возникает непреодолимое желание, вернуться в офлайн и затариться там, потому что это проще.

 Проблема, как мне кажется, состоит в том, что типовые интернет-магазины рассчитаны на разовые покупки, а не на повторяющиеся регулярные закупки товарами повседневного спроса. Так как продуктовые магазины, как правило, обладают десятками тысяч наименований, и такое количество усложняет продажи через интернет (поиск нужного товара, необходимость выбора и сложность сравнения) и требует от них больших усилий на вовлечение пользователя.

А можно ли сделать интернет шопинг более удобным для совершения повседневных покупок?

Мы сталкиваемся с попытками найти удачное решение для продажи товаров обихода в интернете, уже сегодня. Например, использование в интерфейсах списков избранного или возможности создавать свои списки покупок, напоминания о необходимости пополнить запасы по электронной почте или смс, продажа продуктов наборами на неделю или на ужин. И, вероятно, будущее за интернетом вещей, но пока большинство продовольственных интернет-магазинов работают по старой схеме.

Все эти существующие решения нацелены на упрощение покупок в интернет-магазинах и строятся на психологии продажи товаров повседневного спроса. Которая говорит нам о нежелании покупателей тратить усилия на выбор и сравнение товаров, приверженности к определенным маркам и низкой лояльность к этим брендам, низкой вовлеченностью в покупку. Поэтому продовольственные интернет-магазины, должны обладать инструментами, которые помогут снизить эмоциональные и физические затраты на покупку.

 В этой статье я хочу поделиться своими идеями для решения данной проблемы. Она основана на моем личном опыте, поэтому прошу рассматривать её как гипотезу.

Личный опыт

Расскажу о своем опыте и, собственно, о том, что подтолкнуло меня к этим размышлениям. У меня есть два замечательных кота, каждый месяц я покупаю для них корм и наполнитель для лотка. Чтобы не искать нужный мне товар среди прочих из каталога, мне проще всего зайти на страницу «История покупок» в личном кабинете и повторить заказ.

История покупок в магазине для животных.
История покупок в магазине для животных.

Это именно тот функционал магазина, которым я стабильно пользуюсь каждый месяц. Пусть это не слишком удобно, вряд ли такое поведение хоть как-то подразумевалось и было продумано разработчиками, но возможность избежать поиска нужного мне товара берет верх.

Мой опыт не ограничился магазином для животных и позже я столкнулась еженедельным заказом корпоративных обедов, который так же утомлял необходимостью выбора и сравнения, при этом, на данном сайте, отсутствуют фотографии блюд.

Сервис для заказа корпоративных обедов.
Сервис для заказа корпоративных обедов.

Решение

Так, на примере приведенных выше сайтов, у меня появилось несколько идей для улучшения функционала продовольственных интернет-магазинов. В этой статье я расскажу пожалуй о самой простой из них, я бы сказала, даже очень простой.

Эта задумка появилась в результате использования сервиса для заказа корпоративных обедов, поэтому опишу её на примере такого сервиса. Сейчас сайт работает таким образом, что каждую неделю приходится просматривать списки блюд и пытаться вспомнить пробовал ты его или нет. Для выбора приходиться ориентироваться на скудное описание и на свою память. Я подумала, почему бы просто не показывать мне то, что я уже заказывала. По крайней мере это избавило бы меня от необходимость напряженно вспоминать прошлые заказы и не так бы отвлекало от рабочего процесса, так как заказ приходится делать среди рабочего дня. Такой подход, думаю, был бы актуален и для продовольственного магазина, ведь как правило я беру уже то что пробовала, особенного когда нет времени или желания выбрать что-то новенькое.

Отмечаем в каталоге, то что уже заказывали.
Отмечаем в каталоге, то что уже заказывали.

В дальнейшем, это может стать для пользователя и списком избранного. Доставать эти данные невероятно просто, как правило, интернет-магазины хранят в своих базах данных историю заказов.

А если то, что я заказывала, мне не понравилось? Зачем мне все это видеть? Для решения этой проблемы можно, например, спрашивать пользователя, понравилось блюдо или нет. Так у нас сформируется не просто список того что мы уже пробовали, но ещё и рейтинг этих блюд.

Добавляем к блюдам персональный рейтинг. Dribbble
Добавляем к блюдам персональный рейтинг. Dribbble

Самое главное, что в этом случае, в отличии от функции «Добавить в избранное», мы освобождаем пользователя от необходимости принятия решения: добавить или нет. Список формируется сам, на основе того что мы уже пробовали и о чем можем составить свое мнение.

Ну и как вариант, прямо в каталоге можно сделать простой фильтр. В котором будут показаны все уже заказанные мной блюда с возможностью отфильтровать все это по оценкам.

Добавляем фильтр, который оставляет блюда из наших предыдущих заказов. Dribbble
Добавляем фильтр, который оставляет блюда из наших предыдущих заказов. Dribbble

Конечно, это всего лишь идея которую нужно дорабатывать. И если углубляться, то, например, в личном кабинете можно добавить возможность исключать и добавлять блюда в список, менять оценку и тому подобное.

Заключение

Сегодня многие продовольственные магазины, такие как: Ашан, Перекресток, O’key, выбирают своей стратегией digital-трансформацию. И это определенно правильное направление в развитие бизнеса, на мой взгляд. Но, мне кажется, что типичные интернет-магазины, такие какие они есть сейчас, больше рассчитаны на разовые продажи, а не регулярные повторяющиеся покупки. И магазины с огромным количеством наименований товаров, должны усовершенствовать свой функционал, чтобы сделать повседневную покупку продовольственных товаров удобней для пользователя.