«Не пробил!»

20.05.2018

Этот милый интеллигентный дяденька с контр-адмиральскими погонами, Лоурэнс «Дэн» Дэспит, в 1943 г. в звании капитана 3-го ранга командовал подлодкой SS-283 «Ти­но­за». В книге с характерным названием «Топи их всех!», написанной бывшим командующим подводными силами Тихоокеанского флота США вице-ад­ми­ра­лом Чарльзом Локвудом, ему посвящены следующие строки:

Я ожидал потока ру­га­ни и проклятий, как в свой адрес, так и в адрес Управления вооружений, Тор­пед­ной станции в Нью­пор­те, минно-торпедной мастерской базы... И я не смог бы его за это винить – 19 000-тон­ные танкеры на деревьях не растут. Но, думаю, Дэн к тому времени уже дошёл до та­ко­го градуса ярости, что у него просто не ос­та­ва­лось слов.
Подводная лодка SS-283 «Ти­но­са»
Подводная лодка SS-283 «Ти­но­са»

Я тоже восхищаюсь вы­дер­ж­кой офицера – на его месте я бы точно разнёс все эти богадельни вдребезги и на­по­по­лам. Речь о со­бы­тии, ставшем про­ло­гом к третьему акту «Большого торпедного скан­да­ла», и это тот случай, когда документ намного ярче любого изложения:

24 июля 1943

05.55  Через перископ на максимальном подъёме обнаружена цель, следующая курсом 162° (истинный), 90° по левому борту, дистанция около 32 000 м. Начали сближение. Цель похожа на «Тонан-Мару №2».
08.09  Вышли на позицию прямо по курсу цели, 0°. Погружение.
08.23  Обнаружили цель. 35° по левому борту. Легли на курс сближения, полный ход.
09.28  Пуск четырёх торпед. Как минимум два попадания.
09.32  Цель сбросила четыре глубинных бомбы, одна тяжёлая.
09.34  Цель отвернула, 150° по левому борту, дистанция 1500 м. Начали преследование.
09.38  Пуск двух торпед; два попадания. Экипаж подлодки слышал два взрыва. Второе попадание в левую раковину вызвало появление сильного дыма, цель потеряла ход, почти немедленно появился крен на левый борт и дифферент на корму.
09.40  Четыре глубинные бомбы.
10.09  Продолжили внимательное наблюдение за целью и не обнаружили признаков скорого затопления. Сблизились и произвели пуск одной торпеды в левый борт. Попадание, звук столкновения услышан в тот момент, когда я наблюдал большой всплеск. Никакого видимого эффекта. Цель выровняла крен и начала вести огонь по перископу и торпедному следу из пулемётов и четырёхдюймовок.
10.11  Пуск 8-ой торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта.
10.14  Пуск 9-ой торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта. Цель ведёт огонь при появлении перископа и по следам торпед во время их движения. Пересёк курс цели, чтобы проверить наличие противоторпедных сетей. Цель ими не оснащена.
10.39  Пуск 10-ой торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта.
10.48  Пуск 11-ой торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта. Данная торпеда попала в кормовую часть левого борта, произвела всплеск у борта, развернулась вправо и затем выпрыгнула из воды метрах в тридцати от кормы танкера. Даже не верится, что я своими глазами это видел.
10.50  Пуск 12-ой торпеды. Попадание. Никакого эффекта.
11.00  Пуск 13-ой торпеды. Попадание. Никакого эффекта. Ещё одна циркуляция с целью попробовать с другого борта.
11.22  Засечён звук винтов на высоких оборотах.
11.25  Обнаружен эсминец, приближающийся с восточного направления.
11.31  Пуск 14-ой торпеды. Попадание. Никакого эффекта.
11.32½ Пуск 15-ой торпеды. Попадание. Никакого эффекта. Начали погружение. Дистанция до эсминца 900 м. Слышали звук попадания торпеды в танкер. Перископ уже убран. Взрыва не было. К тому времени было решено сохранить последнюю торпеду для её исследования в базе.
11.42  Эсминец выполнил поиск, первая серия из трёх глубинных бомб близко по левому борту. Ушли под термоклин на 58 м.
11.47  Эсминец прошёл прямо над нами, по направлению от правой скулы к левой раковине. Шум винтов отчётливо слышен на глубине 95 м.
11.48  Он об этом не знал.
11.56  Серия из четырёх глубинных бомб. Близко. Судя по звуку, глубже нас. […]
13.57  Перископная глубина. Танкер всё ещё на плаву, дифферент на корму и крен на левый борт. Эсминец на дистанции около 5500 м. Продолжаем наблюдение. […]

А это та самая цель. Один из двух самых крупных в Императорском флоте танкеров, перестроенный из китобойной плавбазы «Тонан-Мару №3», вместимостью до 23 000 тонн нефти. Важный нюанс, «Тинозу» выводили именно на эту цель сознательно, по наводке радиоразведки. В результате облома с торпедами, японский танкер оставался на плаву (в качестве уже плав­хра­ни­ли­ща ГСМ) до 18 февраля 1944 г., когда был потоплен палубной авиацией 58-го ОС на Труке, в ходе операции «Градина».