«Отвлекающая» Алеутская операция: Сомнения и ответы

Содержание: Привычный сценарий | Появление версии | Сомнения и ответы

Однако, ставшая на долгое время канонической схема с «отвлекающей Алеутской операцией» вызывала ряд вопросов:

1. Целесообразность.

Основной целью Мидуэской операции был не сам захват этого атолла (насчёт которого у японцев были очень серьёзные сомнения в своей способности его впоследствии удержать – прежде всего из-за проблем со снабжением столь отдалённого форпоста), а вовлечение и уничтожение в генеральном сражении оставшихся сил Тихоокеанского флота США, прежде всего, авианосцев и линкоров.

В этой ситуации какая-либо «отвлекающая операция» вы­гля­дит крайне нелогичной, так как она прямо противоречит основной цели. Зачем «отвлекать внимание противника от направления главного удара», если требуется наоборот привлечь к нему максимум внимания с тем, чтобы вызвать ответную реакцию противника в виде вы­дви­же­ния мак­си­маль­но возможного количества американских кораблей в подготовленную для них ловушку.

2. Недостаточное время на реакцию.

Не будем забывать, что речь идёт о Тихом океане с его огромными расстояниями. Для лучшего понимания стóит вспомнить, что расстояние от Пёрл-Харбора до Мидуэя составляет 1134 мили [2100 км], а от Пёрл-Харбора до Датч-Харбора 1996 миль [3700 км], и это по кратчайшим маршрутам (по дуге большого круга). То есть переброска туда кораблей заняла бы, как минимум, 75,6 и 133 часа соответственно (экономическим ходом в 15 узлов [28 км/ч]). При этом японские самолёты появились над Датч-Харбором 3 июня 1942 г. в 03.45, а над Мидуэем – 4 июня в 06.35.

Таким образом, американскому командованию оставлялось менее 27 часов на реакцию. Как нетрудно посчитать, даже в идеальном случае мгновенной реакции и мгновенного выхода кораблей в море, отправленное к Датч-Харбору соединение успело бы пройти от силы 400 миль [740 км] в северном направлении, и к тому моменту, как было бы получено сообщение об атаке уже Мидуэя, оно находилось бы примерно на широте Мидуэя и где-то в 900 милях [1668 км] восточней атолла. В реальности же этого времени в лучшем случае хватило бы на авральную подготовку к походу имевшихся в Пёрл-Харборе кораблей.

Это прекрасно понимали и в штабе Объединённого флота, поэтому появление в районе Мидуэя американского соединения ожидалось не ранее 7 июня, то есть на четвёртый день после начала операции и на следующий день после захвата собственно атолла, и именно к этой дате все японские соединения должны были занять исходные позиции для морского сражения.

3. Состав сил.

Строго говоря, данный пункт не имеет отношения к основной идее канонической версии, однако некоторые авторы (в частности П. С. Далл) называют отвлекающей операцией не только авиарейд на Датч-Харбор 3 июня 1942 г., но и всю Алеутскую операцию, включая захват островов Атту и Кыска. Здесь стóит вспомнить, что в состав остальных четырёх соединений Пятого флота вице-адмирала Мосиро Хосогая, кроме боевых кораблей входили ещё гидроавиатранспорт (8 E13A1 на борту) и 6 транс­пор­тов, перевозивших 550 морских десантников, 1143 пехотинца и 700 человек стройбата со строительными ма­те­ри­ала­ми и обо­ру­до­ва­нием.

Остатки японской базы гидроавиации на о. Атту
Остатки японской базы гидроавиации на о. Атту

Присутствие гидроавиатранспорта и инженерно-строительных частей однозначно говорит о том, что эти высадки (за исключением высадки на о. Адак) изначально планировались не как рейды – высадились, зачистили, ушли – а предполагали удержание этих островов достаточно продолжительное время. С обустройством там укреплений, а также баз гидроавиации и подлодок. По первоначальным планам эти острова собирались удерживать как минимум до зимы, но по факту японский гарнизон на острове Атту был уничтожен американским десантом лишь в мае следующего 1943 г., а гарнизон острова Кыска был эвакуирован лишь в конце июля, более чем через год после высадки.

Эти и ряд других соображений приводили к мысли, что «Операция AL» всё же была именно тем, чем она представлялась не­по­сред­ствен­но в ходе событий и сразу после них – самостоятельной операцией по захвату двух островков в западной части Алеутского ар­хи­пе­ла­га, проводившейся параллельно с «Операцией MI» по захвату атолла Мидуэй (и, как показывают многие свидетельства, Алеутское направление даже не входило в исходный план адмирала Ямамото, а было добавлено во время обсуждений будущей операции в Генштабе Императорского флота).

Остатки ангара на японской базе гидроавиации на о. Атту
Остатки ангара на японской базе гидроавиации на о. Атту

Соответственно, рейд палубной авиации на Датч-Харбор утром 3 июня 1942 г. проводился ис­клю­чи­тель­но в целях обеспечения этой высадки и не имел прямого отношения к Мидуэйской операции. Однако, всё ещё оставался главный вопрос: почему в таком случае эта параллельная операция была начата не синхронно, а на сутки раньше Мидуэйской?

НЕОЖИДАННЫЙ ОТВЕТ

Ответ на этот вопрос был впервые опубликован в 1971 г. в 43-м томе издававшейся Национальным институтом военных ис­сле­до­ва­ний при Министерстве обороны Японии серии «Сэнси Сосё» («Военная история»), посвящённом сражению при Мидуэе. Хотя, намёки на него встречались и в давно известных японских документах, в частности, в уже упоминавшихся «Япон­ских монографиях».

Однако, американской (и вообще западной) историографией этот факт был замечен и оценён только спустя тридцать лет, уже в начале этого века (по-видимому, известным аме­ри­кан­ским исследователем Тихоокеанской войны Дж. Лунд­стро­мом) и впер­вые опубликован на английском языке лишь в 2005 г., в книге Дж. Паршалла и Э. Талли «Разбитый меч». Этот ответ оказался очень простым, хоть и несколько неожиданным: Алеутская операция началась на сутки раньше лишь потому, что на сутки задержалось начало Мидуэйской операции.

Остатки базы сверхмалых подводных лодок на о. Кыска
Остатки базы сверхмалых подводных лодок на о. Кыска

По первоначальному плану оба первых удара палубной авиации – как по Датч-Харбору, так и по Мидуэю – должны были наноситься в один и тот же «День N−3», ранним утром 3 июня 1942 г. с разницей в два-три часа, максимум (Алеутские острова находятся значительно северней и рассвет наступает там раньше). Но за несколько дней до начала развёртывания выяснилось, что Первое Мобильное соединение вице-адмирала Тюити Нагумо не сможет выйти в море в назначенный день из-за задержек со снаб­же­нием и подготовкой его авианосцев к походу. Командиры некоторых других соединений также просили об отсрочке.

Однако, общий план двух параллельных операций был слишком сложен, в нём было задействовано слишком много со­еди­не­ний, выдвигавшихся каждое своим маршрутом и по своему графику, чтобы его можно было оперативно скорректировать. К тому же, план был жёстко привязан к «Дню N», поэтому в плане был изменён лишь один пункт: даты выхода в море Первого Мобильного соединения – и, соответственно, первого авиаудара по Мидуэю – смещались на сутки вперёд. Весь остальной график остался прежним.

Это создавало риск преждевременного обнаружения Соединения вторжения (что и случилось в реальности с Транс­порт­ной и Тральной группами) и потери если не стратегической, то тактической внезапности (хотя в реальности это не имело особого значения, так как американцы благодаря радиоразведке и так знали японские планы).

Японские солдаты, погибшие в ходе одной из «банзай-атак» во время боёв за о. Атту
Японские солдаты, погибшие в ходе одной из «банзай-атак» во время боёв за о. Атту

Кроме того, у вице-адмирала Тюити Нагумо теперь было лишь два дня на подавление обороны Мидуэя с воздуха (вместо трёх по первоначальному плану), что тоже повлияло впоследствии на принимаемые им решения. Однако, было уже поздно что-то менять, адмирал Исороку Яма­мо­то и его штаб уже стали заложниками своего переусложнённого плана, который, вопреки известному афоризму генерал-фельд­мар­шала фон Мольтке, начал давать серьёзные сбои ещё задолго до столкновения с противником.

Судя по всему, послевоенных американских исследователей подвела некоторая переоценка японского командования: они при­ня­ли за коварный замысел то, что на самом деле было не более чем серьёзными ошибками в планировании и реализации.

Содержание: Привычный сценарий | Появление версии | Сомнения и ответы