Звёзды на крыльях: Кольца и крылышки

21 April 2018

Содержание: Красные и белые | Кольца и крылышки

Причиной очередного изменения опознавательных знаков военной авиации США стал пресловутый friendly fire. Американские зенитчики чётко запомнили украшавшие крылья японских самолётов «фрикадельки», поэтому в любом красном пятне, что появлялось в их биноклях или прицелах им мерещились японские «хиномару», а пальцы автоматически тянулись к гашеткам и спусковым рычагам. Поэтому, от греха подальше, 6 мая 1942 г. было приказано убрать с белых звёзд красные кружки, а также закрасить красные и белые полосы на рулях направления. Что любопытно, на британских самолётах, действовавших против японцев на Тихом океане и в Бирме из их традиционных эмблем из тех же соображений тоже был убран центральный красный кружок.

Опознавательный знак авиации США с 6 мая 1942 г. по 28 июня 1943 г.
Опознавательный знак авиации США с 6 мая 1942 г. по 28 июня 1943 г.
Палубные пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD-3 «Донтлесс» уже без красных кружков на звёздах и с максимально увеличенными эмблемами, июнь 1942 г.
Палубные пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD-3 «Донтлесс» уже без красных кружков на звёздах и с максимально увеличенными эмблемами, июнь 1942 г.

Следующее изменение было локальным и касалось лишь американских самолётов, участвовавших в операции «Факел» – высадке американских войск в Северной Африке в ноябре 1942 г., когда, как и в Первую Мировую, остро встал вопрос взаимодействия с авиацией союзников-британцев, которые в тот период использовали опознавательные трёхцветные «кокарды» в варианте «C.1» – традиционных британских цветов, но окружённые ярко-жёлтой каймой. Во избежание всё того же «дружественного огня», умные головы в командовании решили, что самым простым способом привить американским пилотам рефлекс «жёлтое кольцо означает свои» – это добавить такую же жёлтую кайму и на американские самолёты. Впрочем, это работало и в обратную сторону.

Опознавательные  знаки самолётов союзников, участвовавших в операции  «Факел»: 1. Великобритании, 2. США.
Опознавательные знаки самолётов союзников, участвовавших в операции «Факел»: 1. Великобритании, 2. США.
Палубные истребители «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» на палубе авианосца «Рэйнджер» готовят к участию в операции «Факел», ноябрь 1942 г.
Палубные истребители «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» на палубе авианосца «Рэйнджер» готовят к участию в операции «Факел», ноябрь 1942 г.

Тем временем на Тихоокеанском ТВД периодическая стрельба по своим – как лётчиками, так и зенитчиками – не думала никуда исчезать. Для изучения этого вопроса была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что с большого расстояния или при низкой освещённости видна лишь форма эмблемы – круг, а какого он цвета, красный и или синий со звездой – роли уже не играет. Поэтому было предложено изменить именно форму, путём добавления по бокам белых прямоугольных «крылышек». А для пущего эффекта окружить это всё ещё и красной каймой.

Опознавательный знак авиации США с 28 июня 1943 г. по 14 августа 1943 г.
Опознавательный знак авиации США с 28 июня 1943 г. по 14 августа 1943 г.
Палубные истребители «Грумман» F6F-3 «Хеллкэт», июль 1943 г.
Палубные истребители «Грумман» F6F-3 «Хеллкэт», июль 1943 г.

Наличие этой красной каймы – опять красный «японский» цвет! – настолько не вызвало энтузиазма на Тихоокеанском ТВД, что командиры некоторых подразделений на свой страх и риск приказали не выполнять данное распоряжение высшего командования и добавить лишь белые «крылышки» безо всякой окантовки. В конце концов здравый смысл победил, нововведение продержалось чуть больше месяца и уже 14 августа 1942 г. красная окантовка была заменена синей, в цвет синего круга. В таком виде эмблема просуществовала до конца Второй Мировой войны

Опознавательный знак авиации США с 14 августа 1943 г. по 14 января 1947 г.
Опознавательный знак авиации США с 14 августа 1943 г. по 14 января 1947 г.
Палубный истребитель «Воут» F4U «Корсар» в камуфляже и с маркировкой 1944 г.
Палубный истребитель «Воут» F4U «Корсар» в камуфляже и с маркировкой 1944 г.

Тем временем, война закончилась, проблема «дружественного огня» отошла на второй план и можно было опять подумать об эстетике. В том смысле, что вернуть на опозновательный знак недостающий «национальный цвет» в виде красных полосок внутри белых крылышек. В таком виде эмблема существует по сей день и наносится на летательные ааппараты ВВС, ВМС, Сухопутных сил, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны США.

Опознавательный знак авиации США с  14 января 1947 г. по сей день.
Опознавательный знак авиации США с 14 января 1947 г. по сей день.
Истребитель «Норт Америкэн» F-86 «Сэйбр» с маркировкой времён Корейской войны.
Истребитель «Норт Америкэн» F-86 «Сэйбр» с маркировкой времён Корейской войны.

При этом, в связи с переходом на тёмно-серую или чёрную окраску боевых самолётов и вертолётов США, на них с 1980-х годов всё чаще используется монохромный серый вариант опознавательных знаков «низкой заметности». По моему скромному мнению, в данном случае это скорей вопрос эстетики и прочих понтов, потому как никакого практического смысла подобная «маскировка» не имеет. Принадлежность «свой-чужой» давно определяется вовсе не визуально, а для радаров и даже оптико-электронных средств наблюдения противника (работающих преимущественно в ближнем ИК-диапазоне) глубоко по-барабану цвет опознавательной эмблемы. Но светло-серое на тёмно-сером действительно хорошо смотрится.

Цветовая схема «низкой заметности» (для тёмно-серой окраски)
Цветовая схема «низкой заметности» (для тёмно-серой окраски)
Истребители-бомбардировщики «Локхид Мартин» F-35 «Лайтнинг II»  с маркировкой «низкой заметности»
Истребители-бомбардировщики «Локхид Мартин» F-35 «Лайтнинг II» с маркировкой «низкой заметности»

Содержание: Красные и белые | Кольца и крылышки