Пьер Огюст Ренуар. Ах, эти танцы!..

19 August 2019

В 1883 году Пьер Огюст Ренуар написал три картины, изображавшие танцующие пары. Все три очень яркие и радостные.

А надо сказать, Ренуар обожал изображать веселье и радость…

Он писал: "Для меня картина...должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да - красивой! В жизни достаточно скучных вещей...Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным"...

А еще Ренуар любил женщин. Он всегда изображал их хрупкими и прекрасными созданиями, достойными мужского преклонения, заботы и любви. Именно женщины, по словам художника, привносят в этот мир красоту и радость…В своих картинах Ренуар не раз подчеркивал это.

Серия полотен, о которой я сейчас поведу речь, написана именно в этой манере  – радостного любования женской красотой и преклонения перед ней. 

Открывает серию картина "Танец в деревне".

Пьер Огюст Ренуар. "Танец в деревне" (1883)
Пьер Огюст Ренуар. "Танец в деревне" (1883)

Перед нами – совершенно счастливая пара. Девушка улыбается, и мы видим, как она счастлива. Теплый летний вечер, быстрый полет танца, кавалер, ласково и любовно приблизивший к ней свое лицо – кажется, все на картине создано, чтобы дарить ей радость. Яркие цветовые акценты – красная шляпка девушки, её жёлтые перчатки и веер – замечательно сочетаются с иссиня-черным пиджаком мужчины. Задний план расплывчат; художник фокусирует свое внимание только на танцующих…

По предположениям современников, мы видим в образе танцующих  Алину Шариго, будущую жену Ренуара, и его друга Поля Лота, согласившихся позировать для картины.

Вторая картина – "Танец в городе".

Пьер Огюст Ренуар. "Танец в городе" (1883)
Пьер Огюст Ренуар. "Танец в городе" (1883)

Перед нами снова пара танцующих, на этот раз иных. Мужчина одет в чёрный фрак и белые перчатки, на девушке мы видим шелковое платье, сшитое специально для бала. Волосы красавицы убраны в высокую прическу, позволяющую разглядеть зрителю грациозную шею танцующей и красивый изгиб её спины…

Мы не замечаем здесь той раскованности движения и свежести чувств, какие предстали нам на картине "Танец в деревне". Танцующие не столь интимно повернуты друг к другу; напротив, движения их предельно сдержаны, хотя и отточены до блеска… Не стоит сомневаться, что перед нами – настоящие светские люди, искусные не только в танце, но и в разговоре. Мужчина очевидно, пленен своей партнершей: он бережно и нежно ведет ее в танце. По лицу девушки, напротив, сложно судить об её отношении к кавалеру; все её движения предельно изящны, однако лишены того особого чувства, которое отмечает истинную влюбленность.

Женщина, позировавшая для этой картины – Сюзанна Валадон, одна из натурщиц Ренуара, ставшая впоследствии известной художницей. В образе танцора по-прежнему изображен Поль Лот.

Последняя картина серии – "Танец в Буживале".

Пьер Огюст Ренуар. "Танец в Буживале" (1883)
Пьер Огюст Ренуар. "Танец в Буживале" (1883)

Перед нами снова Сюзанна Валадон и Поль Лот (хотя современные исследования, проведенные с помощью рентгена и инфракрасного луча, показали, что изначально для картины позировала другая, более полная женщина – возможно, Алина Шариго)‎

Эта картина нравится мне более прочих своей яркостью, сочностью, светом, который, кажется, пронизывает её насквозь. Деревья позади танцующих практически не очерчены, мы видим лишь их размытые стволы и сияющий свежей зеленью убор; люди, сидящие за столиком, прорисованы четче, однако и они выглядят смазанными на фоне стремительного танца.

В центре внимания художника по-прежнему пара, танцующая посреди летнего кафе. Она выписана в совершенно особой манере, прежде Ренуару  не свойственной. Это уже не чистый импрессионизм; художник показал нам здесь и свое владение линией, и внимание к мельчайших деталям туалета танцующих...‎

Девушка с чарующе красивым и нежным лицом одета в лёгкое платье с оборками; на голове у нее – яркая красная шляпа. Её партнёр – стройный и крепкий мужчина, и он явно заигрывает с девушкой, в то время как она стыдливо отвернула от него свое лицо.

Интимности полотну добавляет отсутствие на танцующих перчаток; да и сама поза их, едва уловимо закрученная вокруг единого центра – места, где сливаются в танце их тела – говорит нам об внутренней свободе и раскрепощенности героев картины... 

Для меня вся эта серия - непреходящий гимн танцу.

Гимн счастью.

Гимн молодости.

Чудесная попытка Ренуара открыть нам мир молодых людей, живущих радостной и полной жизнью.  

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Пьер Огюст Ренуар. Первые впечатления

Клод Моне. Старейший вокзал города Парижа