Рембрандт. Даная со множеством лиц

Рембрандт. "Даная" (1636-1647)
Рембрандт. "Даная" (1636-1647)

Рембрандт начал писать "Данаю", когда еще была жива его дорогая Саския. Картина должна была стать гимном его любви к ней, однако...

Однако Судьба распорядилась иначе. Саския умерла, и картина осталась...незавершённой? О нет! На протяжении многих лет художник переписывал её, доделывал, исправлял...

Рембрандт. "Портрет Саскии впн Эйленбюрх" (1633)
Рембрандт. "Портрет Саскии впн Эйленбюрх" (1633)

Лицо Данаи подверглось наибольшему числу изменений. Рембрандт придавал ему сходство то с Гертье Диркс, в которую был одно время влюблен, то со своей второй женой Хендрикье Стоффелс.

Полотно "Даная" было любимейшей работой Рембрандта, к которой он возвращался снова и снова.

Рембрандт. "Портрет Хендрикье Стоффелс" (1656-1656)
Рембрандт. "Портрет Хендрикье Стоффелс" (1656-1656)

История о девушке, пленившей самого Зевса, основана на древнегреческой легенде.

Вот как описывает её в книге "Легенды и мифы Древней Греции" Николай Кун: 

"У царя Аргоса Акрисия, внука Линкея, была дочь Даная, славившаяся своей неземной красотой. Акрисию было предсказано оракулом, что он погибнет от руки сына Данаи. Чтобы избежать такой судьбы, Акрисий построил глубоко под землей из бронзы и камня обширные покои и там заключил свою дочь Данаю, чтобы никто не видал ее.

Но великий громовержец Зевс полюбил ее, проник в подземные покои Данаи в виде золотого дождя, и стала дочь Акрисия женой Зевса. От этого брака родился у Данаи прелестный мальчик. Мать назвала его Персеем".

Картина пропитана светом. Все в ней имеет золотой оттенок, все покрыто золотым блеском. Даже белая перина, на которой возлежит Даная, даже её нагое тело несут на себе печать позолоты.

Что-то медовое, тягучее, томительное изливается на нас с полотна. Ожидание?..

Даная видит Зевса и готова принять его. Ей и любопытно, и немного страшно. На лице у неё и робость, и желание узнать нечто новое. Она готова к открытиям.

Даная купается в свете. Её лицо, прическа, коралловые браслеты на руках – все отчетливо видно, все сверкает и переливается.

Даная словно возлежит на облаке, опустившемся вдруг на землю... Или то просто прядь тумана, застывшая над озерной гладью?

Кажется, на этой картине возможно все, настолько она волшебна. Все в ней пропитано таинственной прелестью сказки.

Вы только взгляните на золоченные туфельки Данаи... Они словно две лодочки,  которые рыбаки ненароком забыли на берегу. Посмотрите на все эти узоры и оборки...На золоченные статуи. На причудливые изгибы мебели.

Нет-нет, все это не может быть реальностью... Перед нами, безусловно, прекрасная сказка.

И сказку эту сотворил Зевс. Своим присутствием – и для своей любимой.

А Зевс этот не кто иной, как Рембрандт...

Понравилось? Поставьте 👍

Если Вам нравятся мои заметки, подписывайтесь на мой канал:)

Читайте также:

Рембрандт и его любимые женщины

Рембрандт. Богиня в счастливом ожидании