Сандро Боттичелли. Муза для художника

27 August 2019
Сандро Боттичелли. "Портрет Симонетты Веспуччи" (1476-1480)
Сандро Боттичелли. "Портрет Симонетты Веспуччи" (1476-1480)

Большинство женских образов, вышедших из-под кисти Сандро Боттичелли, кажутся нам похожими друг на друга. Весна, Венера, Мадонна… Прекрасные девичьи лица чередой проходят перед нами. 

Отгадка их идентичности проста.  Моделью для них послужила реально существовавшая девушка -  Симонетта Веспуччи.

Кто это такая, и как Боттичелли познакомился с ней?..

Симонетта Веспуччи родилась в 1453 году в семье крупных торговцев Каттанео. В апреле 1469 года, в возрасте 16-ти лет, она обвенчалась с Марком Веспуччи. Вместе они обосновались во Флоренции, родном городе Марка. Глава республики, Лоренцо Медичи, принимал их у себя при дворе. Там-то её и увидел Боттичелли, состоявший на службе у Медичи.

Считается, что Симонетта ни разу не позировала художнику ни для религиозных, ни для мифологических его полотен, однако же красота девушки столь поразила Сандро, что он воспел её во множестве своих картин по памяти.

Сандро Боттичелли. "Рождение Венеры". (1482-1486)
Сандро Боттичелли. "Рождение Венеры". (1482-1486)

В действительности нет ни одного безусловно точного портрета Симонетты, написанного с натуры. Споры о том, действительно ли её лицо мы видим на картинах, которые принято связывать с её именем, не утихают до сих пор. Возможно, ее реалистичных портретов и вовсе не сохранилось, однако красота Симонетты считалась общепризнанной, равно как и "милая, привлекательная манера общения", не вызывавшая зависти и ревности ни у мужчин, ни у женщин. 

Сандро Боттичелли. "Весна" (1482) Фрагмент.
Сандро Боттичелли. "Весна" (1482) Фрагмент.

В 1476 году Симонетта умерла от чахотки. Ей было всего 23 года

Лоренцо Медичи, влюбленный в девушку, так написал о её кончине:

"С непокрытым лицом несли её от дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел её… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни её считали непревзойдённой".

Сандро Боттичелли. "Мадонна Магнификат" (1481)
Сандро Боттичелли. "Мадонна Магнификат" (1481)

К счастью, картина кисти Боттичелли успела  сохранить для потомков всю невинную девичью прелесть Симонетты. Я долго не могла оторваться от изображения.

Как всегда, Сандро изумительно прописал волосы – волнистые локоны, затейливое плетение кос, тугие узелки.. Кокетливая и очень волнующая причёска.

Но гораздо больше причёски поражает лицо. Боттичелли – мастер человеческих лиц с их явными и скрытыми эмоциями, но здесь он, похоже, превзошел самого себя. Чистый открытый лоб, тонкий нос, идеально очерченный рот. Глаза – немного грустные и удивительно спокойные. Симонетта умиротворена, она созерцает что-то, недоступное нам…

Девушка не носит украшений, кроме тех, что покрывают её волосы, и это придаёт её образу еще большую свежесть и невинность…

Картины Боттичелли примечательны не только своей живостью и реалистической манерой исполнения, но и удивительной вневременностью  воспеваемой им красоты.

По-моему, художник нашёл ту самую, непреходящую Красоту, которая не меняется под влиянием моды или с течением столетий. Особую красоту души и тела, которая вечна.  

Симонетта могла бы выйти на улицы современной нам Флоренции, и никто не заподозрил бы в ней пришелицу из далёкого XV века. Её лицо – это наши с вами лица, а её красота остаётся таковой и в наши дни…

Вместе со смертью девушки закончилась целая эпоха в истории итальянского Возрождения. 

В 1510 году умер и Сандро Боттичелли. Перед смертью он завещал похоронить себя подле прекрасной Симонетты. 

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Караваджо. Кровавая история Юдифи и Олоферна