дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Василий Суриков. Лунная ночь над Петербургом

9 November 2019
В. Суриков. "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге". (1870)
В. Суриков. "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге". (1870)

Первой самостоятельной работой Василия Сурикова стала картина "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге", написанная в 1870 году.

Художнику на тот момент было 22 года, и он только что поступил в Академию художеств.

Будучи уроженцем Красноярска и, по сути, деревенским жителем, Василий Суриков был поражен размерами Петербурга и монументальностью его архитектуры. Свой восторг он выразил в картине...

Перед нами – знаменитый "Медный всадник", памятник работы французского скульптора Э. М. Фальконе, изображающий императора Петра I. На заднем плане чёрной громадой возвышается Исаакиевский собор.

Василий Суриков говорил тогда матери:

"Теперь пишу картину, думаю поставить на годичную выставку у нас в Академии. Картина эта изображает Исаакиевский собор и памятник Петру Великому при лунном освещении. Она у меня выходит довольно удачно, и многие художники отзываются о ней в мою пользу".

И правда, картина выглядит безупречной в композиционном плане.

Перед нами – залитая лунным светом Сенатская площадь.

На заднем плане белый свет луны поглощается ночными тенями, а на переднем сливается с теплым жёлтым светом газовых фонарей.

Памятник окружен огнями, множество их мерцает и вдали – там, где простираются широкие петербургские улицы...

Мрачная громада Исаакиевского собора, с массивной колоннадой и огромным куполом, занимает большую часть картины.

Луна освещает собор сзади, придавая ему загадочный и несколько мрачный вид.

"Медный всадник" кажется вырезанным из бумаги, так резко лунный свет очерчивает его контуры...

Покрытый снегом гранит, на котором он стоит, слабо мерцает и переливается.

Снег так и сияет в двойном свете – луны и газовых фонарей. Однако за пределами светового круга – там, где сгущаются ночные тени – становится сиреневым, почти лиловым.... Тени все больше уплотняются, чтобы вдалеке слиться с мраком ночных улиц.

Площадь заполнена народом. Мимо Исаакия проходит конный экипаж, от Невы свернули лёгкие сани... Мужчины и женщины в длинных платьях неспешно переходят перед ними дорогу...

Что и говорить, перед нами прекрасная в своей законченности картина.

Много позже, почти перед самой смертью художник вспоминал:

"А первая моя собственная картина была: "Памятник Петру I при лунном освещении". Я долго ходил на Сенатскую площадь — наблюдал. Там фонари тогда рядом горели, и на лошади – блики..."

Смотря на неё, мы даже не подозреваем, что и в письме матери, и в дальнейших воспоминаниях Василий Суриков говорит не об этой своей работе, а о... другой.

Именно она привлекла внимание критиков и снискала их одобрение.

Отчего же художник решил переписать столь понравившуюся всем работу?

Ответ прост: как и большинство молодых художников, он пытался с максимальной силой выразить себя...

Первая работа не удовлетворяла его своей ученической чёткостью, романтической настроенностью, повышенным вниманием к деталям...

Всем этим он жертвует во второй картине, написанной почти сразу после первой.

Именно о ней мы и говорили выше.

Теперь же – посмотрим на первоисточник.

В. Суриков. "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге". (1870)
В. Суриков. "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге". (1870)

Перед нами – все та же Сенатская площадь, все тот же Исаакий, все тот же памятник Петру...

Композиционно картины почти неотличимы друг от друга, и даже царящая в небесах луна везде выглядит одинаково...

Однако тот свет, что она льёт на город, выглядит иным. Совсем иным.

Пожалуй, если бы мы не видели лунный лик высоко в небе, можно было бы подумать, что первая картина написана в сумерках или ранним утром...

Купол собора, его колокольни, легкокрылые ангелы по бокам здания, колоннада легко различимы в морозном воздухе.

Пропадают световые рефлексы на снегу, отчего тот кажется плоским и даже безжизненным.

Пропадает таинственный полумрак заснеженных петербургских улиц...

Пропадает таинственная величавость полускрытого тенями собора.

Даже прописанный в мельчайших деталях памятник Петру Великому теряет немалую долю той значительности, которую дарит ему полумрак.

Перед нами – все та же Сенатская площадь, однако меня не оставляет ощущение, что в её облике теперь не хватает чего-то невыразимо важного.

Быть может, той таинственной одухотворенности, которую выявил и подарил городу лунный свет?..

Картина утратила всю свою загадочность.

Перед нами – прекрасная ученическая работа, но не более того...

На мой взгляд, во второй картине Василий Суриков пошёл дальше и взглянул глубже.

А как кажется вам?

Какая работа молодого художника сильнее трогает ваши чувства?..

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы

Василий Суриков. Боярыня Морозова