Что не так с двигателем танка Т-14. Заменить его на другую имеющуюся силовую установку уже вряд ли получится

30 January
102k full reads
141k story viewsUnique page visitors
102k read the story to the endThat's 73% of the total page views
4 minutes — average reading time

Наиболее важным моментом при разработке любого танка является расположение моторно-трансмиссионной зоны (МТО), где обязательно учитывается объем, высота и т.д.

Так же в начале статьи стоит отметить, что как правило танк проектируется под определенный тип двигателя, который конструкторы выбирают еще в начале разработки.

Для танка Т-14 был выбран четырехтактный дизельный двигатель А-85-3А, который так же проходит под обозначением 12ЧН15/16, а так же как 12Н360. Двигатель имеет один коленчатый вал и Х-образное расположение цилиндров.

Двигатель А-85-3А/12ЧН15/16
Двигатель А-85-3А/12ЧН15/16
Двигатель А-85-3А/12ЧН15/16

В свое время похожий дизельный двигатель А-85-2 устанавливали на Объект 187. Это был один из вариантов глубокой модернизации Т-72Б, но требовал серьезным образом переработки существующей конструкции.

Было построено 6 опытных образцов 187-х, которые отличались друг от друга, но видимо из-за того, что в результате значительного изменения конструкции самой «телеги» и шасси, проект так и не был утвержден заказчиком.

Дизельный двигатель А-85-3А имеет по 3 цилиндра в 4-х блоках и получается, что 6 цилиндров расположены сверху и 6 соответственно снизу. С точки зрения распределительного механизма Х-образный моноблочный двигатель является достаточно сложной конструкцией и имеет некоторые особенности.

Технические характеристики двигателя А-85-3А (12ЧН15/16)
Технические характеристики двигателя А-85-3А (12ЧН15/16)
Технические характеристики двигателя А-85-3А (12ЧН15/16)

Стоит отметить, что в свое время на А-85-2 были некоторые трудности. В модернизационном процессе для 187-х объектов он так и не был доведен. Так что не так с двигателем танка Т-14?

Видимо конструкция А-85-3, а особенно А-85-3А теперь лишена основных болячек, раз была предложена для российской боевой машины нового поколения Т-14 «Армата».

Но как утверждают специалисты, что даже если машина поступит в серийное производство с этой силовой установкой, то уже в процессе эксплуатации двигатели на Т-14 будут доводить. Либо их заменят на более современную силовую установку. Но не все так просто, как нам бы хотелось.

Т-14
Т-14
Т-14

Конечно А-85-3А в меру компактный двигатель, Этот двигатель производят на Челябинском тракторном заводе «Уралтрак». Он обладает приличной мощностью даже в дефорсированном варианте.

В зависимости от разных режимов работы, может достигать порядка 1500 л.с., а в форсированном 1800 и даже 2000 л.с., что конечно же сказывается на его ресурсе. Видимо по этим соображениям разработчики и не стали "бросаться! в такие крайности.

Сама по себе конструкция двигателя доволно-таки устаревшая, так как это разработка еще советских времен. Военные эксперты также отмечают, что двигатель А-85-3А значительно уступает зарубежным аналогам, как в плане экономичности, так и по ресурсу.

Сама схема двигателя с трансмиссией танка Т-14 имеет моноблочною схему, то есть моноблок двигателя, совмещенный с трансмиссией, системой охлаждения и системой питания.

Получается, что заменить его, на любую другой имеющийся двигатель, например на всем привычный В-92С2Ф, который стоит на Т-90, уже вряд ли получится.

Двигатель танка Т-90 - В-92С2Ф
Двигатель танка Т-90 - В-92С2Ф
Двигатель танка Т-90 - В-92С2Ф

Для этого потребуется разрабатывать новую силовую установку. По этой причине Х-образный мотор А-85-3А в любом случае придется доводить. На это уйдет не мало времени и средств, но осмелюсь предположить, что в принципе это будет сделано уже в ближайшие два-три года.

Хотя есть информация в открытых ист очниках, что Минпромторг еще в 2014 году размещал лот на разработку нового дизельного V-образного двигателя мощностью в районе 1500 л.с. для унифицированных платформ типа Курганец-25 и Армата. Но опять что то пошло не так.

Стоит так же отметить, что такая сложная Х-схема двигателя в танкостроении других стран на сегодняшний день практически не применяется, кроме как на немецких Леопардах. К примеру, это двигатель MTU .

Линейка двигателей MTU - это достаточно хороший моноблочный дизельный Х-мотор, который так же совмещен с трансмиссией и системой охлаждения. Это позволяет быстро заменить его в полевых условиях, причем в течении 2-х - максимум 3-х часов.

Возникает резонный вопрос, почему же на Т-14 поставили именно этот двигатель, который имеет некоторые проблемы. Дело все в том, что в наличие, да еще и в таких мощностях, порядка 1500 л.с.,наша промышленность не смогла больше ничего предложить.

К сожалению, это направление танкового двигателестроения в 90-е годы не развивалось в России, да и в 2000-ых ничего серьезного не происходило. Получается, что сегодня мы имеем тот задел, который нам по наследству достался от Советского союза.

Так что пока до серийного производства Армату еще ожидают долгие мытарства. Но будем надеяться, что двигатель А-85-3А доведут до ума в ближайшее время и машина Т-14 все таки поступит на вооружение.

Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.

Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ