О Горбачеве и «Горбачеве»

4 January
Спектакль «Горбачев». Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Фото - Ира Полярная
Спектакль «Горбачев». Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Фото - Ира Полярная

Из событий личного художественного дневника – спектакль «Горбачев» в Театре Наций. В главных ролях: в роли Михаила Горбачева – Евгений Миронов, в роли Раисы Горбачевой – Чулпан Хаматова.

В Театре Наций, который Евгений Миронов и возглавляет, есть такой хит репертуара, который уже больше десяти лет идет – «Рассказы Шукшина», который поставил латышский режиссер Алвис Херманис. И там и у Миронова, и у Хаматовой множество ролей, по девять или по десять вроде, поскольку это множество рассказов, они играют то вместе, то порознь, то попеременно.

Спектакль «Горбачев». Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Фото - Ира Полярная
Спектакль «Горбачев». Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Фото - Ира Полярная

И вот в этой же стилистике, вроде бы безыскусно, когда едва обозначены декорации, когда будто бы ничего не сделано на сцене... Но на самом деле в этой безыскусности своя искусность. В этой лапидарности возможность, прежде всего, игры актеров, и они эту условность прекрасно отыгрывают. И, конечно, только Миронов и Хаматова – ведущие актеры своего времени, могли бы такой спектакль (есть моноспектакль, а это дуоспекталь, наверное) осилить.

Они проживают это все, и там не то что нет «четвертой стены» у театра, нет даже закулисья, нет гримерок, они проживают это все, переходя в разные фазы возраста своих героев здесь же, на сцене. На сцене они взрослеют, стареют, в особенности Миронов, поскольку там жизнь Горбачева и после смерти Раисы.

Давайте посмотрим отрывок:

И, конечно, кроме искусности спектакля и потрясающей игры, и этой открытости – вживание в образ: вот этот горбачевский говор и как Раиса Максимовна говорит, как-то чуть удивленно. И всех тогда возмущало, чего это она всех поучает. И только потом пожалели Горбачева, когда она скончалась, а поначалу было, конечно, не очень.

Кроме театральной ценности и замечательной работы Херманиса, Хаматовой и Миронова – это большой жест, общественный и политический. И то, что этот спектакль, по счастью, вышел при жизни Горбачева и на одном из премьерных показов Горбачев был, – большое счастье.

Спектакль «Горбачев». Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Фото - Ира Полярная
Спектакль «Горбачев». Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Фото - Ира Полярная

Ведь для сегодняшней власти кто такой Горбачев? Лузер. Очень смешно слушать, когда рассказывают, как он «разрушил великую страну и державу». Для тех, кто в здравом уме и рассудке застал «расцвет» этой страны, очевидно, перед Горбачевым, когда ничего не рушилось, при Черненко – это, конечно, поучительно.

И то, что он отдал власть, что он пошел за событиями, а не пытался идти против них, не пытался переломить ход времени – это тоже, конечно, для сегодняшней власти... «Взял корону – теперь держи», так Брежнев говорил Карпову по поводу чемпионства мира по шахматам. Ну это универсальный, видимо, кремлевский метод.

Спектакль «Горбачев». Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Фото - Ира Полярная
Спектакль «Горбачев». Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Фото - Ира Полярная

А уж фраза Горбачева, когда он объяснял, почему вернувшись из Фороса не стал бороться за возвращение себе полноты власти, а поехал с женой в больницу, как он сказал тогда: «Я ведь не на России женат и не на Советском Союзе, я женат на своей жене». Это вообще невероятная крамола в наши времена, когда правители так крепко «женаты» на своих странах.

И после этого только бурные и продолжительные аплодисменты.