Огюст Роден: скульптуры и творческий путь

Франсуа Огюст Рене Роден — скульптуры этого знаменитого француза вызывали много споров, недоумений, возмущений и восторгов. Такое многоликое отношение к творениям художника всегда свидетельствует в пользу автора. Ведь противоречивые чувства обычно вызывают творения художника, приносящего в этот мир что-то новое.

Кто-то считает Родена гением, кто-то полагает, что он позволил себе лишнее, отклонившись от академических канонов. Однако несомненным остается одно — Роден был незаурядным скульптором, оставившим своим потомкам прекрасные творения, обогатившие мировую культуру.

Жизненный путь Родена

Париж 19 век
Париж 19 век

Франсуа Огюст Рене Роден родился в Париже (12.11.1840 год). Прожил он долгую жизнь, которая закончилась в те времена, когда мир познал грандиозную революцию современной истории, то есть в ноябре 1917 года.

Путь Родена к скульптуре был длительным и тернистым. Он был вторым ребенком в семье, а его отец был служащим префектуры. Роден в школе не был в числе хороших учеников. Просто в нем рано проснулся дар художника, что сильно отвлекало от познания обязательных школьных наук.

Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, отец, поняв, что с талантом сына нужно что-то делать, отправил его в учебное заведение, которое обучало сложному ремеслу будущих художников, декораторов, ювелиров и других профессионалов в области создания прекрасного.

После окончания Малой школы искусств, Роден решил пойти дальше. Он 3 раза поступал в Школу изящных искусств, но его туда так и не приняли.

В результате Родену пришлось работать подмастерьем, декоратором, скульптором на общественных работах. С 1863 года Роден все же вернулся к скульптуре, создав бюст своего учителя Эймара.

Легендарный скульптор
Легендарный скульптор

Возвращение Родена к скульптурному мастерству проходило через труд оформителя и декоратора. Ранние работы будущего мастера выполнялись анонимно, поэтому их невозможно идентифицировать.

Карьера скульптора у Родена пошла в году в 60-х годах 19 века, когда он приобрел мастерскую, профессионально занявшись своим любимым делом.

Если попытаться загнать творчество Родена в рамки стилей и течений, то его скульптуры с трудом можно поместить в рамки уже существующие тогда. Они находятся где-то на стыке сразу 4 стилей: реализма, символизма, романтизма, импрессионизма. Находиться на грани общепринятого и привычного — это значит впитать в себя некоторые черты стилей, сохранив при этом всю самобытность, индивидуальность и неповторимость авторского взгляда на мир.

Творческий путь художника

Наследство Родена настолько велико, что уместить перечень самых интересных его работ в несколько строк не удастся.

Когда художник работал в Брюсселе, создавая скульптуры для частных домов, он не мог подписывать работы собственным именем. Это была привилегия хозяина мастерской. Как только Роден подписал одну из скульптур своим именем, его тут же уволили. Так что работ Родена в мире гораздо больше, чем это известно искусствоведам.

Увольнение, в конце концов, привело к тому, что художник стал работать самостоятельно вместе со своим другом Антуан-Жозефом ван Расбургом. Два скульптора основали совместную мастерскую в Икселе. Авторство при этом было поделено по географическому принципу: скульптуры, которые продавались в Бельгии, принадлежали ван Расбургу. А Огюст Роден скульптуры своего производства мог подписывать только при продаже во Францию.

Поскольку Франция находилась относительно далеко, большинство работ подписывались ван Расбургом. Такая несправедливость со временем окупилась растущей популярностью Родена.

С 70-х годов 19 века он работает уже самостоятельно над большими заказами.

Около 18 месяцев художник работал над скульптурой, которая сейчас известна под названием «Бронзовый век». Статуя лепилась с бельгийского солдата, который покорил скульптора своим хорошо развитым телом. Скульптуру какое-то время считали подражанием Микеланджело, а именно его работе «Умирающий раб». Однако впоследствии слишком большое сходство было устранено, а скульптура получила название «Побежденный».

После этого Роден создал много работ, отличавшихся смелостью изобразительного решения. Ключевым периодом жизни художника стал заказ скульптурного портала под названием «Врата ада». Эта совокупность скульптурных работ, собранных в одну композицию, была заказана для музея декоративного искусства. Музей так и не был открыт, а композиция породила великолепные скульптуры.

Врата ада и скульптуры композиции

Скульптура Огуста
Скульптура Огуста

Огюст Роден «Врата ада» создавал большую часть своей жизни. Несмотря на то что он так и не выполнил работу в оговоренный срок (5 лет), а музей так и не был открыт, Роден продолжал работать над композицией без надежды на оплату заказа.

Именно благодаря этому заказу и увлеченностью автора некоторые отдельные фрагменты стали самостоятельными скульптурами, прославившими имя своего создателя. К таким скульптурам относятся:

«Мыслитель»;

«Адам и Ева»;

«Поцелуй»;

«Мимолетная любовь» и др.

Поцелуй
Поцелуй

Скульптура «Поцелуй«, зарождавшаяся как часть композиции, стала жить своей жизнью, обросла легендами и, по мнению многих ценителей прекрасного, считалась лучшим скульптурным произведением, где изображены страсть и целомудрие как единое целое.

Работа Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческо да Римини«. Основой для такого названия послужила история, описанная в «Божественной комедии» Данте. Впоследствии Роден решил отойти от связи скульптуры с этим произведением, в результате чего она стала просто гимном любви и страсти.

Роден прославился своим особым вниманием к обнаженным женским телам. Мало кому известны его рисунки обнаженных преимущественно женских тел. Эти рисунки для того времени были слишком откровенны, поэтому художник и старался их нигде не выставлять.

Особо следует остановиться на скульптуре Родена «Данаида», которая воспевает красоту женского тела. Крайне необычное положение фигуры открывает великолепие скрытой динамики вроде бы неподвижного женского тела.

Данаида
Данаида

Патриотические скульптуры

После работы «Врата ада» самой выдающейся скульптурной работой считается памятник под названием «Граждане Кале». Эта скульптурная группа посвящена реальным событиям.

Во время Столетней войны англичане осадили город. Когда граждане Кале, измученные голодом, решили сдаться, английский король пообещал дать жизнь и свободу всем жителям города, если 6 самых его знатных граждан придут к нему в рубище и с веревками на шее, отдавая себя на казнь.

Эти граждане Кале не стали прятаться за спинами горожан, а вышли спасать город ценой своих жизней. В скульптурной композиции Родена «Граждане Кале» изображена не абстрактная фигура человека, жертвующего собой ради жизней других. Здесь изображена вся сила трагедии людей, сознательно уходящих на смерть. Несмотря на то что в композиции «Граждане Кале» есть мотивы отчаяния, сомнения и страха, каждая фигура — это все же символ мужества и самоотречения.

Этот памятник был установлен в городе Кале в 1895 году. А в 1889 году эта скульптурная композиция стала главным событием выставки, устраиваемой Роденом совместно с Клодом Моне.

Творчество скульптора и его личность вдохновили людей на создание произведений о самом Родене. Ему были посвящены романы, художественные фильмы и даже балет.