Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани

11 December 2019

На окраине Астрахани в селе Осыпной Бугор есть старый грунтовый аэродром ДОСААФ. Здесь доживают свои дни 4 самолёта: пара Ан-2 и пара Як-52, некогда летавшие в составе местного аэроклуба. Сейчас аэроклуб не функционирует, аэродром изредка используется как посадочная площадка и будущее его видится незавидным.

Аэродром в селе Осыпной Бугор появился в 1932 году и на тот момент был основным астраханским аэродромом. В этом статусе аэродром пробыл до 1945 года, когда в городе был открыт гражданский аэропорт "Нариманово" (нынешнее название международный аэропорт Астрахань им. Б.М. Кустодиева). После этого аэродром в Осыпном Бугре получил статус спортивного, а его главной задачей стала подготовка молодёжи ОСОАВИАХИМом, а после 1951 года - ДОСААФ СССР.

В советское время на аэродроме базировались самолёты Ан-2, Як-12 и Як-52. Грунтовая взлётно-посадочная полоса длиной 900 метров была способна принимать самолёты 4 класса, а также вертолёты всех классов.

После развала Советского союза аэроклуб продолжил свою работу, однако количество воздушных судов постоянно сокращалось. В 1998 году в одном из ангаров вспыхнул пожар, огнём были уничтожены почти полтора десятка самолётов.

В 2010 году последний летающий Ан-2 аэроклуба с бортовым RF-00348 сгорел при выполнении вынужденной посадки. Борт должен был выбрасывать группу парашютистов, но в наборе высоты упала тяга двигателя. Приземлиться на полосу не удалось, самолёт сел в нескольких сотнях метров от ВПП. Стойка шасси попала в яму, Ан-2 клюнул носом, врезался в землю и загорелся. Пилот, пассажиры и 10 парашютистов успели покинуть горящий самолёт, от которого в итоге остались только двигатель, хвостовая часть и консоли крыльев.

Сейчас аэродром периодически используется как посадочная площадка для тренировок различных ведомств: МЧС и Росгвардии. В летнее время аэродром в качестве транзитного используется малой авиацией. Осуществляются здесь и прыжки с парашютом, но уже без участия аэроклуба - вертолёт арендуется в астраханском аэропорту.

Вплоть до осени 2019 года на аэродроме была охрана, посменно дежурили 4 человека. Однако в связи с длительной невыплатой зарплаты охрану сняли и в середине октября аэродром остался полностью беззащитным.

Во время моего визита на аэродроме никого не было, лишь по грунтовому полю, на котором с трудом можно различить очертания ВПП, проехала пара машин. Попасть на территорию не составило труда, забор в северной части аэродрома повален и частично растащен.

Ближе всего к остаткам забора стоит Ан-2 с неустановленным бортовым номером. Обшивка на рулях, хвостовом оперении и рулях высоты давно превратилась в лохмотья, колёса шасси медленно врастают в землю.

Иллюминатор в люке разбит, но сам люк прочно закрыт. Оно и к лучшему - в кабине ещё остались приборы, которыми явно захотят поживиться мародёры.

Перелопатив огромное количество авиационных сайтов я так и не смог установить номер этого Ан-2, а по нему и историю самолёта: когда он был выпущен, где летал и сколько лет стоит на приколе.

Неподалёку от "кукурузника" стоит Як-52, серийный 844704, бортовой 109 (красный). Ранее имел классическую для этой модели самолётов красно-белую окраску, но в 2018 году был перекрашен в зелёный цвет. На хранении с 2004 года.

Чуть поодаль стоит второй Ан-2 с номером RF-00747. Выпущенный в 1989 году в Польше, этот борт всю свою жизнь использовался в ДОСААФ для выброски парашютистов. С 2007 года самолёт находится на хранении. По словам бывшего начальника аэроклуба, этот Ан-2 ещё можно вернуть в строй - ему требуется пройти ремонт на Шахтинском АРЗ. Но из-за бумажной волокиты, а позже и по причине отсутствия денег этого так и не сделали.

Состояние у борта RF-00747 немногим лучше, чем у его соседа. Если ему и суждено когда-нибудь подняться в воздух для ремонта в Шахтах, то ему как минимум придётся менять обшивку на крыльях и рулях высоты, а также резину колёс.

О сохранности этого Ан-2 заботятся лучше, дверь мало того, что закрыта на навесной замок, так ещё и опломбирована. Пока этих мер достаточно, чтобы оградить внутренности самолёта от любителей поживиться.

Завершает грустную подборку ещё один Як-52, серийный номер 833307, бортовой 161 (красный). Самолёт стоит неподалёку от въезда на лётное поле, прикованный к бетонным блокам для защиты от совсем уж целеустремлённых любителей цветных металлов.

На территории так же имеется СКП-11 - стартовый командный пункт на базе ЗиЛ-130. Сам автомобиль разграблен, из кабины вытащили всё, что могло представлять хоть какую-то ценность за исключение руля. Но оборудование командного пункта уцелело, видимо взломать замок в кунге у мародёров не вышло.

Перед тем, как покинуть аэродром я наведался к хозпостройкам. Как выяснилось не зря - здесь лежат обломки того самого Ан-2 RF-00348, разбившегося в 2010 году. Видно, что в момент столкновения винт вращался - от удара о землю лопасти загнуло.

Мародёры потрудились даже над останками самолёта: судя по всему раньше их было больше. Самое ценное - двигатель - пока не тронули, но крепёж лопастей уже пытались снять.

Сертификат аэродрома действует до 2024 года, а какая судьба ждёт его после догадаться нетрудно. Найденных в интернете новостей и интервью хватает, чтобы понять - денег и желания на его содержание нет. А значит весьма вероятно, что через несколько лет самолёты отсюда исчезнут, землю отдадут под застройку, а в списке закрытых аэродромов России станет на одну площадку больше.

Материалы по теме:

Судьба самолёта: печальная история Ил-18 СССР-75767

Как аэропорт Астрахани хранит свою историю

Судьба самолёта: история астраханского МиГ-23

Ту-204С: последний советский "грузовик"

Прилёт исполина: Boeing 747 в аэропорту Минеральных Вод

Судьба самолёта: история борта RA-85630

Ту-144: легенда авиации

Из России в Азию: какая судьба ждёт Ту-204 Red Wings?

Орёл на киле: история "Кавминводыавиа"