Как далеко разносятся автомобильные выхлопы

24 April 2019
7,6k full reads
1,5 min.
9,5k story viewsUnique page visitors
7,6k read the story to the endThat's 80% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Задался вопросом: на какое расстояние от трассы должна располагаться пасека, чтобы пчелы не приносили вредных веществ? Как далеко разлетаются выхлопы от автомобилей?

Тут вопрос не такой простой, как может показаться.

Если количество вредных веществ считать по действующим нормативам (ПДК вредных веществ в почве и в пищевых растениях), то получается небольшое превышение, которое уже на первых сотнях метров расстояния от трассы снижается до незначительного. Опять же в первую очередь смотрят на наличие свинца в почве. Он разлетался от выхлопов автомобилей. Но с 2002 года у нас на заправках пропал 76 бензин, который и был этилированным тетраэтилом свинца. Сейчас в бензин добавляют органические присадки, не содержащие свинец и соответственно загрязнение свинцом дальнейшее не происходит. Хотя в почве он еще долго сохраняется.

Но и органические присадки тоже превращаются в выхлопах в не самое полезное вещество. В выхлопах присутствуют бензапирены, которые значительно более летучее свинца, и распространяются на бОльшие расстояния.

Конечно, концентрация их с расстоянием снижается и быстро достигает нормативного минимума. Но это не значит, что они ни как не влияют на окружающие организмы.

Я после окончания ЛТА некоторое время работал с НИИ лесного хозяйства и потому вижу когда дерево повреждено и страдает от некоторого загрязнения.

Как-то провели мы наблюдение: шли от одной крупной трассы вглубь лесного массива и смотрели на каком расстоянии от дороги повреждения хвои на соснах и елях будут незначительными. И по всему выходило, что идти нужно порядка трех километров. То есть на три километра разлетается достаточно большое количество вредных веществ, чтобы растениям было плохо.

Подтверждает наблюдения и данная схема из обзорной информации Информационного центра по автомобильным дорогам "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ" Выпуск 3 Москва 1996

Здесь также ввидно, что превышение нормативов заканчивается на первых сотнях метров, но общее влияние но природу распространяется до 3000 м.

 (с) взято из "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ" Выпуск 3 Москва 1996
(с) взято из "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ" Выпуск 3 Москва 1996
(с) взято из "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ" Выпуск 3 Москва 1996
При этом, здесь
приведены осредненные расстояния распространения токсичных газов в концентрации выше предельно допустимой для дорог с интенсивностью движения порядка 5 тыс. авт./сут.

Но нынче расчет нагрузки на трассы идет на десятки тысяч. Например Колтушское шоссе - почти 50 тыс. автомобилей в сутки пропускает.

Получается, что расчетные 3 км - это скорее минимум, на который долетают вредные вещества от крупной трассы.

А значит расчитывать расстояние, на которое нужно ставить ульи неплохо бы исходя из подобных расчетов плюс расстояние расчетного эффективного полета пчелы - 2 км.
Тоесть от крупной трассы надо отвозить пасеку на расстояние порядка 5 км, чтобы пчелы не собирали нектар и пыльцу с растений подверженых влиянию крупной автомагистрали.