Монастырский пост: и вкусно, и полезно

Начался пост. И в кулинарном блоге трудно обойти тему постной еды. Вот только не буду я давать советов, что и как готовить. А расскажу-ка лучше, как питались монахи до исторического материализма.

И поможет мне в этом прекрасная статья из журнала "Наша пища" от 1893 года. По новейшимъ статистическимъ  даннымъ, рассказывает она, число всехъ монастырей въ Россiи простирается до 684, именно: мужскихъ - 484 и женскихъ - 200. Монашествующихъ  состоитъ при нихъ 6.813 лицъ мужскаго пола и 5.769 женскаго пола; послушниковъ - 4.143, послушницъ - 14.199.
Всего, такимъ образомъ, 31.000 монашествующихъ на всю Россiю при ея 110 миллiонномъ населении. Въ одной Московской губернiи насчитывается 32 монастыря—мужскихъ и женскихъ. Далее, идутъ губернiи: Новгородская—28 монастырей, Владимiрская— 17 монастырей, Вологодская—10 монастырей. Затемъ въ остальныхъ губернiяхъ число монастырей колеблется отъ 1 до 5 и редко до 10 монастырей.

Монахи — превосходные хозяева и монастырскiя столовыя широко открыты для всякаго приходящаго въ монастырь. Странствующие богомольцы, «паломники», находясь въ монастыре, всегда продовольствуются на счетъ монастыря. Какъ известно, монахи, поступивъ въ монастырь, отказываются, между прочимъ, и отъ потребленiя мяса. На Востоке, вследствiе теплаго климата, монахи продовольствуются исключительно растительною пищею. Такт, напримеръ, на Афоне обыкновенное меню монастырскаго питанiя представляютъ: вареныя тыквы или огурцы, козiй сыръ, арбузъ - столъ въ высшей степени враждебный европейскимъ желудкамъ.

Мне пришлось ознакомиться съ питанiемъ монаховъ на Валааме и съ питанiемъ монахинь въ Новодевичьемъ монастыре  въ Петербурге.
Еще до поездки на Валаамъ, однажды летомъ, въ дачной местности, я встретилъ толпу богомольцевъ, возвращавшихся  съ Валаама. Богомольцы — крестьяне шли съ  длинными посохами въ рукахъ и небольшими котомками. Заинтересовавшись ими, я спросилъ, откуда они?

— Съ Валаама!
— Ну, что? Хорошо тамъ?
— Хорошо, хорошо! За обедомъ четыре блюда подаютъ!..
— Кормятъ, значить, хорошо?
— Досыта!..

Въ то же лето я побывалъ въ Валаамскомъ монастыре и могъ проверить впечатления простолюдина касательно питанiя монаховъ.

Персоналъ Валаамскаго монастыря состоитъ изъ 150 монаховъ и 150 послушниковъ. Кроме того, монастырь нанимаетъ для производства разныхъ хозяйственныхъ  работъ до 200 рабочихъ, преимущественно чухонъ и корелловъ.

Хозяйство монастыря находится въ блестящемъ состоянiи. Во время весенняго и осенняго ледохода, въ продолженiе несколькихъ месяцевъ, отрезанный отъ общества, отъ Mipa, монастырь, по необходимости, озабочивается обзавестись всеми продовольственными продуктами, большинство которыхъ  добываетъ своимъ  трудомъ, и при томъ у себя въ монастыре—на своем острове.

Кроме церковной службы, монахи сами пашутъ землю, убираютъ съ поля хлебъ, косятъ траву, занимаются огородничествомъ и т. п. Летомъ, во время полевыхъ работъ, нередко бываетъ «общее послушанiе». Напримеръ, весь монастырь выходить на уборку хлеба и т. п. Въ этомъ случае, игуменъ обращается къ монахамъ въ такой форме: «На святое послушанiе, благословляю, васъ братiя, на покосъ!

Садоводство и огородничество въ монастыряхъ процветаютъ. Благодаря тщательнымъ и неутомимымъ трудамь, монастырь, по части культуры садовыхъ растенiй, достигъ удивительныхъ результатовъ. При этомъ не cледуетъ упускать изъ вида значительную северную широту Валаама, а также и суровый климать. За садоводство и огородничество монастырь имеетъ несколько золотыхъ и серебряныхъ медалей съ разныхъ выставокъ. Одна изъ медалей получена за культуру яблокъ, изъ которыхъ некоторые весятъ отъ 3/4 до 1 фунта. Дыни достигали 7 фунтовъ, арбузы 20 фунтовъ, а тыквы 2 пудовъ.

Въ продолженiе года монастырь расходуетъ для своего продовольствiя 10.000 пудовъ хле6а, большую часть котораго онъ засеваетъ самъ. Въ монастыре — своя мукомольня. Хлеба особенно много идетъ летомъ, когда бываеть большой наплывъ богомольцевъ. Въ теченiе года на Валаамъ перебываетъ отъ 10.000 до 15.000 богомольцевъ.

Грандiозную картину представляетъ храмовой праздникъ монастыря 29 июня, когда стекаются тысячи паломниковъ. Богомольцы, прибывшие на Валаамъ, живутъ на иждивенiи монастыря и ходятъ на общую братскую трапезу съ монахами, которая бываетъ два раза въ день.

Монахи питаются растительной и молочной пищей. Вт понедельникъ, среду и пятницу пищу готовятъ на постномъ масле, а въ остальные дни—на скоромномъ масле. Обедъ— въ 12 часовъ, ужинъ - въ 8 часовъ. За обедомъ подаютъ 4 блюда: 1) ботвинья изъ огородныхъ овощей, а въ постные дни — картофель съ огурцами, 2) щи со снетками или соленой рыбой, 3) похлебка, 4) гречневая каша. Чернаго ржанаго хлеба— сколько хочешь. Монахамъ  въ кельи выдается порцiя чаю, сахару и молока.

Монастырская столовая представляетъ обширный залъ, въ которомъ въ три ряда разставлены столы. Въ простенкахъ между окнами изображены святители, в черныхъ монашескихъ рясахъ, со свитками въ рукахъ, на которыхъ начертаны разныя нравственныя поученiя. Длинные ряды столовъ вмещаютъ до 500 человекъ. Для монастырскихъ наемныхъ рабочихъ  имеется особое помещенiе,  въ которомъ две столовыхъ: для русскихъ и чухонъ.

На трапезе у монаховъ, въ переднемъ углу, отведено почетное место для отца игумена. Къ столу, съ левой стороны, привязанъ колокольчикъ. По окончанiи обедни, монахи, послушники и «паломники» разнаго званiя идутъ въ столовую: пока тамъ разносятъ кушанье, они стоятъ у дверей столовой. Но вотъ, наконецъ, дверь столовой растворилась, и публика чинно, не торопясь идетъ къ столамъ. Каждый становится, где попало; купецъ стоить рядомъ сь мужикомъ и т. д.

Когда все места за столами заняты, наступаетъ тишина, отецъ игуменъ подаетъ звонокъ, и монахи, повернувшись къ образамъ, поютъ предъобедныя молитвы. После молитвы - опять тихо. Игуменъ снова подаетъ звонокъ, публика садится на скамейки и приступаетъ къ трапезе.

За обедомъ прислуживаютъ молодые послушники, которые, однако, успеваютъ обедать вместе со всеми. Каждому обедающему положены большiе дольки хлеба. Въ жестяныхъ чашахъ налитъ монастырскiй квась.

Во время постовъ монахи питаются, главнымъ образомъ, овощами и грибами. Монахи заготовляютъ въ прокъ грибовъ громадное количество, потому что въ посты ихъ расходуется по 1 ушату ежедневно. Пища валаамскихь монаховъ, однако, для непривычнаго петербургскаго обывателя довольно тяжела.

Въ Новодевичьемъ монастыре въ Петербурге насчитывается до 500 монахинь. Летомъ монастырь нанимаетъ до 100 огородниковъ и работницъ-капорокъ для работы въ монастырскихъ огородахъ, да въ монастырскомъ прiюте числится 70 девочекъ, итого около 700 человекъ продовольствуются монастырскимъ хлебомъ.

Каждою отраслью питанiя заведуетъ монахиня, опытная мастерица по избранной ею специальности. Одна монахиня заведуетъ хлебопекарней, другая - квасной, третья - просвирной, четвертая - кухней и т.д. Есть даже особая пекарня, подъ названiемъ «крендельной», где пекутъ крендели.

Монастырская пекарня—обширныхъ размеровъ. Две громадныхъ «русскихъ печи», отделанныхъ снаружи изразцами, могут  вместить въ себе до 50 хлебовъ, которые выпекаются на «противняхъ», такъ, что каждый хлебъ имеетъ четыреугольную форму.

По средине пекарни обращаетъ на себя вниманiе громадная монастырская квашня, въ которую умещается сразу два куля муки, т.е. около 20 пудовъ. Промесить такую массу теста, конечно, бываетъ очень трудно: приходится прибегать къ помощи особаго «ворота», который представляетъ собою весьма хитроумное приспособленiе - къ монастырской квашне. Представьте себе стоящую на полу квашню высотою около 2 аршинъ и шириною по дiаметру около 1 сажени. Изъ средины дна квашни подымается вверхъ деревянная балка, которая верхнимъ своимъ концемъ упирается въ потолокъ.

Отъ этой балки въ квашне, во все стороны, по разнымъ направленiямъ, вверхъ, внизъ, вбокъ и т. д. идутъ деревянныя вилки—мешалки, которыя доходятъ почти до самыхъ стенокъ квашни. Кроме того, повыше самой квашни, къ балке, съ четырехъ сторонъ, приделаны длинные рычаги: взявшись руками за концы этихъ рычаговъ, можно ходить вокругъ квашни; отъ этого воротъ, со всею системою «мешалокъ» придетъ въ круговое движете, и тесто, находящееся въ квашне, мало по малу будетъ «меситься».

Приступая «мешать тесто», обыкновенно 8 монахинь, ходятъ вокругъ квашни и вертятъ воротъ въ продолженш 1 часа, сперва въ одну сторону, а потомъ въ другую. Изъ квашни выходитъ 50 хлебовъ, весомъ 25 фунтовъ въ каждомъ. Въ родительскую субботу, когда бываетъ поминовенiе усопшихъ, монастырь выпекаетъ до 2,000 просфоръ. Въ большiе праздники хлебъ и квасъ выставляются у монастырскихъ воротъ - для прохожихъ и богомольцевъ.

Монастырское питанiе зиждется, главнымъ образомъ, на растительной пище съ прибавкою рыбныхъ и молочныхъ продуктовъ. Растительная пища кладетъ некоторый отпечатокъ на здоровье и вообще на физическiй организмъ монахинь: большинство изъ нихъ бледнолицыя, у многихъ, что называется, ни кровинки на лице; это сообщаетъ ихъ физiономiи апатичное, безстрастное выраженiе. Впрочемъ, здесь много значитъ и «келейный» образъ жизни монахинь.

Фото - Einar Erici (1885–1965)