Разоблачаем "эликсиры здоровья"

24.06.2018

«Черника - все, что нужно для хорошего зрения! Ягоды годжи помогут сразу сбросить 10 кг!»  Знакомо? Именно так люди воспринимают рекламу суперпродуктов – еды, которая почему-то считается очень полезной и даже лекарственной.

Евгений Куликов, старший научный сотрудник Института микробиологии РАН, наш большой друг и не менее большой любитель кулинарии, -  в своей колонке в журнале «Гастроном» рассказывает о кулинарных мифах. Сегодня - его история об иллюзиях, которые дарят нам продавцы «эликсиров молодости и здоровья».

Первым активно рекламируемым суперпродуктом был шпинат. Ему приписывали невероятные свойства. Высокое содержание железа, марганца, витаминов группы В. Показатели содержания витамина С были, мягко говоря, сильно завышены. Производители просто решили сделать его продуктом номер один на американском столе - помните морячка Попая, который ел шпинат из банки при любом затруднении? Ведь эта зелень практически ничего не стоит в производстве. одна незадача - в консервированном виде он становится просто вареной травой, большая часть его пользы – витаминов - разрушается при нагреве. Впрочем, вреда тоже никакого.

Вторым с продуктом были бананы - «продукт, помещенный природой в естественную антимикробную обертку и крайне способствующий пищеварению». В начале ХХ века стала входить в моду гигиена, а бананы, наконец, научились успешно транспортировать до потребителя - одно стало продавать другое.

Нынешние суперпродукты в основном отличаются двумя характеристиками: экзотичностью и заявленным высоким содержанием нутриентов, витаминов и антиоксидантов. Это как бы сверхконцентрированная польза, которая должна корректировать все огрехи обычной диеты человека. Но даже если в том или ином продукте содержится очень много чего-то полезного, медицинское подтверждение этой пользы, как правило, отсутствует или мнение врачей по ее поводу неоднозначно. Например, некоторое время назад порошок какао, не подвергавшийся тепловой обработке, считался очень полезным при сердечно-сосудистых заболеваниях. При попытке подтвердить наличие этого эффекта в клиническом исследовании две группы медиков пришли к... прямо противоположным результатам.

То же самое касается и ягод годжи - выясняется, что в высушенных годжи нет витамина С, высокое содержание которого так активно «продают» производители. заморские ягоды и плоды, например, ягоды асаи, ягоды годжи, ягоды нони, мангостинь и личи, добавляют разнообразия вкусов и текстур в диете - однако рекламируемые положительные медицинские эффекты от их употребления также клинически не доказаны. Чаще всего недобросовестные производители говорят о том, что включение в диету тех или иных экзотических продуктов сильно продлевает жизнь традиционно потребляющим их народам. Однако простейшее сравнение средней продолжительно сто жизни в богатых развитых странах (главных потребителях суперпродуктов) и в местах, где растут те суперпродукты, позволяет сразу же увидеть обман.

Внезапно возникающие вокруг тех или иных суперпродуктов коммерческие культы кроме того, подрывают экономику и дестабилизируют состояние природы тех стран, где их культивируют. Киноа, традиционный и важный для населения Перу базовый продукт, стал гораздо менее доступным и более дорогим из-за того, что большая его часть уходит теперь на экспорт. Огромные участки плодородной почвы отведены теперь в Китае для культивации годжи - сорной травы, ближайшего родственника сладко-горького паслёна, польза от плодов которого никак не доказана.

Реклама пользы женьшеня для памяти и «поддержания энергии» загнала оба его вида в список растений, находящихся под угрозой истребления. Кроме того, естественная природа спроса на экзотический товар не позволяет фермерам строить устойчивую стратегию развития, что особенно важно для развивающихся стран - риски того, что твой товар выйдет из моды и его перестанут покупать, недопустимо велики. Рынок суперпродуктов, видимо, в целом пошел на спад - с 2013 года не появилось ни одной новой культуры, которая «поможет без усилий быть молодым и здоровым».

Если вам нравится тот или иной продукт - будь это шпинат, брюссельская капуста, водоросли, пророщенное зерно или ягоды годжи, - ешьте, но не ждите от него чудес. Простое включение в диету тех или иных продуктов не может заменить вашей собственной работы по сохранению здоровья, как бы об этом ни трубили производители и продавцы суперпродуктов.