Печали нет
257 subscribers

Верно ли утверждение, что "мастерство не пропьёшь"?

Наставник

И Дядя Коля был моим первым моим наставником в начале моего трудового пути и наставлял он жёстко и требовательно, не стесняясь в выражениях - каждый день по несколько раз грозил мне "руки оторвать", а мою первую собственноручно сделанную табуретку он разбил одним ударом о бетонный пол цеха на глазах всего заводского персонала, который принимал у меня квалификационное задание. Притом что табуретка мне самому очень нравилась - я очень старательно ее делал. Но дядю Колю что-то в ней не устроило.

#рассказы из жизни #истории из жизни #жизненные истории

Иногда дядя Коля на работу не выходил. Прогуливал. Несколько дней. Все знали, что он "в запое", но ему все "сходило с рук" и каждый раз дядя Коля выбритый, свежий, как ни в чем не бывало, вставал к своему верстаку и работал - он был самый лучший столяр на заводе и всегда самые важные, самые сложные детали доверяли только ему - он никогда не подводил.

Мой Наставник не был общительным человеком и во время обеденных перерывов не играл со всеми в домино, а всегда чего-то делал на своем верстаке - точил, вытачивал, полировал вручную, ровнял стамеской, сверлил дрелью, строгал рубанком.

Кап и поделка из капа
Кап и поделка из капа

Приглашение

Я тоже домино не очень любил и как-то подошел полюбопытствовать ...

- а что вы такое делаете?
- Интересно?
- Да! Очень!
- Так просто и не рассказать, но если хочешь, то пошли сегодня после работы ко мне домой и я покажу тебе то, что я здесь делаю.

Предложение его было очень неожиданным и хотя у меня были планы на вечер, отказать этому человеку я не посмел.

Дом дяди Коли был расположен недалеко от завода и также отличался безукоризненным порядком в нем и вокруг. Жилая часть дома разделена на две равные по размеру комнаты, одна из которых была кухней и столовой, а другая, судя по всему его мастерской, но туда он меня так и не пригласил.

В середине же комнаты стоял большой шкаф со стеклянными дверцами, за которыми, как я увидел находились все поделки дяди Коли - шкатулки, фигуры животных, ножи, чашки, миски, какие-то абстрактные фигуры - их было много и все они были идеально гладкими. Я стоял у этой выставки дяди Колиного творчества и восторгался - брал в руки каждую поделку, гладил её, рассматривал текстуру и с трудом представлял о том, сколько же труда уходило у этого человека на любую из них. Мне трудно это представить.

Дядя Коля тем временем собирал стол, по внешнему виду которого я понял, что кулинар он тоже редкостный, и уже приглашая за стол, достал из холодильника бутылку водки, поставил стопку только для себя и предложил мне присесть:
"Ты не смотри на меня так косо, мне это нужно. Тебе не налью!"

Уже после первой рюмки, как следует закусив, дядя Коля разговорился и я понял, для чего он пригласил меня - ему нужно высказаться, ему было необходимо с кем-то поделиться. Человек он очень одинокий, как, наверное, одиноки все алкоголики.

Кап

" ... Ты знаешь что такое кап? - спросил первым делом дядя Коля, - это такой нарост на дереве и для всего этого, - дядя Коля кивнул в сторону шкафа с поделками - самый необходимый и лучший материал. Это когда дерево растет внутрь себя. В наших краях мало березы и для того чтобы найти подходящий кап мне нужно целый день ходить по лесу и еще немалого труда, чтобы спилить этот кап. Потом приношу его домой, пропариваю как следует и высушиваю. Сейчас в мастерской несколько готовых капов лежит, но я никогда сразу не решаю, что с каждым из них буду делать. Решение всегда приходит неожиданно."

"Ты знаешь, Саша, -сказал дядя Коля после очередной рюмки - мне эта часть процесса больше всего нравится. Я весь в предвкушении, в ожидании, что скоро этот кусок грязного дерева моими руками, - дядя Коля показал мне свои ладони - станет красивой вещью, которой можно любоваться"

Дядя Коля пьянел, и все больше его рассказ становился лиричным и сумбурным. Кап с его слов все больше одушевлялся, наполнялся теплом.

Мастер говорил о том, что в каждой части работы над изделием он находится как бы в разных состояниях: при грубой обработке формы он мыслитель, творец, стратег.

После того, как поделка приобретала формы в ход шли инструменты тонкой обработки. Здесь дядя Коля уже был эстетом, художником, дизайнером.

Все менялось тогда когда дядя Коля доводил свое дело до самой тонкой обработки - шлифование, полировка, окрашивание ( в некоторых случаях) В это время он был философом, мыслителем.

В этой стадии рассказа физические кондиции дяди Коли становились хуже и чем ярче становилась эмоциональная часть его рассказа, тем хуже становилась смысловая.

Я отвел дядю Колю на кровать, снял обувь, накрыл одеялом и ушел, задумавшись о сложности жизни творческого человека при отсутствии рядом ценителей.

Через несколько дней дядя Коля вышел на работу, но отношение его ко мне ничуть не изменилось - сурово без всяких сантиментов.

А вскоре меня уже и в армию забрали и больше я с дядей Колей не встречался..