Экспериментальный автобус дальнего следования ЗИС-Э127

Потребность в специальном междугороднем транспорте для дальних рейсов (ранее в этих целях использовались наспех приспособленные городские автобусы ЗИС-155) привела к созданию на Московском автомобильном заводе автобусов нового типа. Главные требования к таким автобусам, озвученные в постановлении СМ СССР 1950 г., сводились в основном к двум составляющим: пассажирам должно быть обеспечено комфортное и быстрое передвижение.

Процесс проектирования новой машины занял довольно много времени, так как дело осложнялось отсутствием опыта создания таких автомобилей и довольно разрозненной информацией по зарубежным образцам подобного типа. Тем не менее к концу 1951 г. было почти полностью сформировано и согласовано со всеми инстанциями техническое задание на междугородний автобус.

Для отработки многих решений, в том числе удобства пользования автобусом, кроме макетов внешнего облика в масштабе 1:5, был построен полноразмерный макет интерьера, на котором отрабатывались шаг сидений, высота и ширина прохода, размер и расположение окон и т.д.

Первые два опытных образца ЗИС-Э127, с несущими вагонными кузовами по типу ЗИС-154, были построены к июню 1953 г. и переданы на заводские испытания. Дизельный двигатель у автобуса располагался сзади поперечно, причем у экземпляра №1 он имелся в обычном исполнении (160 л. с.), а у экземпляра №2 — в форсированном (200 л. с.).

Многие системы, в том числе питания и охлаждения двигателя, на автобусах ЗИС-Э127 были аналогичны системам автобусов ЗИС-154. А вот привод вентилятора радиатора осуществлялся по-новому — за счет карданного вала. Воздух для двигателя забирался в лобовой части автобуса (через решетки над ветровыми стеклами) и по специальным каналам подавался в моторный отсек. Для передачи крутящего момента от коробки передач на ведущий мост были использованы угловая передача и система карданных валов.

Немало сложностей вызвала у проектировщиков разработка климатического и вентиляционного оборудования салона (предполагалась установка кондиционера). Поэтому, чтобы ускорить процесс строительства, на опытных образцах эти системы были выполнены по временным схемам (по типу автобусов ЗИС-154), с возможностью их последующей доводки. В целом опытные образцы вызвали много нареканий во время испытаний, причем часть недостатков имела системный характер, и для их устранения требовалось разработать кузов автобуса заново.