Городской лайнер 30-х – ЗИС-8

В 1933 г. на заводе было создано специальное удлиненное автобусное шасси ЗИС-8 (по сравнению с ЗИС-5 оно было удлинено с 3,81 до 4,42 м) с более мощным двигателем (по сравнению с предыдущим автобусным шасси АМО-4) — 73 л.с. Установка на новое шасси ЗИС-8 стандартных автобусных кузовов (ранее они устанавливались на шасси АМО-4) на Московском автозаводе началась в 1934 г. Так как стандартные автобусные кузова не имели собственного обозначения, то готовые автобусы часто называли по базовому шасси. В данном случае — ЗИС-8.

Помимо автобусов в городском исполнении, завод по специальным заказам (в основном от «Интуриста») делал автобусы типа ЗИС-8 в исполнении люкс, которые отличались лучшей отделкой и окраской кузова, сиденьями в салоне улучшенной конструкции с кожаной обивкой, багажными сетками над окнами и шторками в салоне.

В связи с реконструкцией завода имени Сталина во второй половине 1936 г. выпуск готовых автобусов ЗИС-8 был прекращен. Всего на ЗИС построили 547 экземпляров автобусов стандартного типа на шасси ЗИС-8, в том числе в исполнении люкс.

Прекратив изготавливать пассажирские кузова, ЗИС продолжил выпуск автобусных шасси ЗИС-8, кузова для которых по чертежам завода производили различные кузовные мастерские в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Калуге, Туле, Ростове-на-Дону и других городах. Московский автозавод с самого начала выпускал шасси ЗИС-8 в несколько больших объемах, чем готовых автобусов (всего в 1934—1937 гг. — 1908 экземпляров).

1935 НАТИ-ЗиС-8
1935 НАТИ-ЗиС-8

После снятия шасси ЗИС-8 с производства в 1937 г. изготовление стандартных автобусных кузовов для шасси ЗИС-8 на многих предприятиях продолжалось до начала войны, так как недолговечные кузова на деревянном каркасе требовали периодической замены. Выпуск стандартных автобусов типа ЗИС-8 некоторые предприятия продолжили и после войны.

1937 НАТИ-ЗиС-8
1937 НАТИ-ЗиС-8

Причем новые кузова устанавливались не только на удлиненные шасси типа ЗИС-8, оставшиеся с довоенных времен, но и на короткие шасси ЗИС-5, а «родные» двигатели часто заменялись более мощными и современными ЗИС-120, от грузовиков ЗИС-150.