Каким был первый отечественный автобус вагонной компоновки ЗИС-154

Первый отечественный серийный автобус вагонной компоновки с цельнометаллическим кузовом с панелями из дюралюминия разрабатывали: Р. Г. Пископ-пель, А. И. Скерджев, Р. В. Кугель, Г. В. Витт, М. И. Фридман, Е. А. Степанов, В. 3. Киселев, В. А. Прокофьев, В.Т. Потанин, Г. И. Голдберг. По конструкции он был аналогичен американским автобусам GMC и Mack.

Опытный ЗИС-154
Опытный ЗИС-154

Кузов автобуса ЗИС-154 был унифицирован с кузовами троллейбусов МТБ-82Д и трамваев МТВ-82, выпускавшихся на Тушинском авиационном заводе №82. Трансмиссия автобуса была электрической — генератор вырабатывал электроэнергию для электромотора, воздействующего непосредственно на ведущие колеса автобуса.

Такая конструкция позволяла обойтись без коробки передач и жесткой кинематической связи мотора с ведущим мостом, позволяла более рационально скомпоновать агрегаты и теоретически облегчала управление тяжелым автобусом.

В процессе создания автобуса предусматривалось использование как дизельного агрегата ЯАЗ-204 (копия двухтактного американского дизеля GMC-71), так и спаренной установки из двух бензиновых моторов ЗИС-120. Для автобуса даже разрабатывался специальный 12-цилиндровый оппозитный двигатель ЗИС-122Б (180 л. с.) конструкции А. П. Зигеля.

В окончательном варианте предпочтение было отдано более перспективному варианту с дизельным двигателем (шасси ЗИС-122). Производство автобусов приурочили к празднованию 800-летия Москвы в 1947 г. Первые партии ЗИС-154 из-за отсутствия отечественного дизеля комплектовались дизельным двигателем американского производства. Отечественные дизели начали устанавливать только в 1948 г.

К сожалению, агрегат ЯАЗ-204 отличался повышенной дымностью, шумностью и низкой надежностью, а также большим расходом топлива (до 65 л на 100 км). К тому же автобус оказался достаточно сложным для обслуживания в парках. Поэтому в качестве вынужденной альтернативы некоторая часть автобусов была выпущена с дефорсированным бензиновым двигателем от легкового автомобиля ЗИС-110 (105 л. с.).

Шасси такого автобуса имело наименование ЗИС-122А, а сами автобусы — ЗИС-154А. Вскоре производство автобусов ЗИС-154 было прекращено в пользу более простой и ремонтопригодной модели ЗИС-155. Всего было изготовлено 1165 автобусов ЗИС-154.