10 фактов о мозге ребенка

08.01.2018

Всего несколько лет назад ученые смогли изучать работу мозга, не разрушая его. Было получено много интересных данных, которые меняют и развивают нейронауки.

Несколько фактов о детском мозге, выявленных и подтвержденных исследованиями.

  • Через пять недель после зачатия и до школы аксоны (длинные отростки нейронов) образуют огромное количество «лишних» синапсов (соединений между нервными клетками), большая часть которых уничтожается в процессе развития ребенка. В зрительной коре их количество достигает максимума к 8 месяцам. В лобной коре количество синапсов остается высоким до 7 лет и к 15 годам приближается к количеству взрослого. Развитие мозга – это не наработка новых связей, а отсечение ненужных.
  • Мозг взрослого содержит примерно 100 миллиардов нейронов (это половина звезд в нашей галактике). Мозг ребенка производит нейронов намного больше: за месяц до рождения и в период новорожденности – 40 тыс в секунду. 80% их них гибнет до 5 лет. Большое количество нервных клеток уничтожается в период полового созревания. Растущий мозг непрерывно производит нейроны и отсекает ненужные.
  • К первому дню рождения детский мозг составляет 70% размера мозга взрослого, к двум годам – 80%, к семи годам – почти 100%.
  • Двигательное развитие происходит быстрее, если младенец получает большое количество любых тактильных впечатлений: много телесного контакта, обнимания, валяние, подбрасывание, ношение в слинге, катание на спине у папы, кувыркание, качание, кручение на офисном стуле.
  • Через полчаса после рождения ребенок явно предпочитает смотреть на человеческие лица из всего остального, а через два дня – слушать человеческий голос. Этот интерес врожден.
  • Четырехмесячный младенец может прогнозировать будущее: он знает, что если машинку толкнуть с горки – она поедет вниз. Для трехмесячного это еще не очевидно.
  • В устной речи мы говорим «без пробелов», не делаем пауз между словами. Дети с 6-8 месяцев фиксируют, с какой частотой взрослые употребляют то или иное слово и как сгруппированы слоги. Поэтому они и запоминают отдельные слова.
  • Среда или наследственность формируют личность? Для мозга это непринципиально: информация от органов чувств преобразуется в химические сигналы – точно также, как информация от ДНК. Химические сигналы поступают в нервные клетки и изменяют их с разной степенью обратимости. Для нейронов не имеет значения, пришел сигнал извне или изнутри организма.
  • Мозг взрослого составляет 3% от массы тела и потребляет 20% энергии. Мозг ребенка до 9 лет потребляет 50% энергии. Нервной ткани для развития жизненно важна глюкоза. Вспомните об этом, когда будете запрещать ребенку сладкое.
  • Сензитивный период – время, когда мозг наиболее восприимчив к определенной информации (например, для развития речи это 0-5 лет). Если мозг не получает жизненно важную ему информацию на данном этапе развития, сензитивный период удлиняется, психическое развитие замедляется – растущий мозг «цепляется» за любую возможность созреть полноценно. Но его возможности не безграничны: если нужная информация не поступает, сензитивный период закрывается и ущерб становится необратимым.

Данные многочисленных исследований говорят, что почти во всех случаях любящие родители напрасно тревожатся за воспитание своего чада. Развитие детского мозга не требует сложных секретных методик и оборудования. Если ребенка не приучать к горшку в полгода и не учить читать в два – он все равно всему научится, если растет не в изоляции и есть хотя бы один заботящийся взрослый.

С рождения мозг «запрограммирован» на получение нужной ему информации – дети без патологий мозга в обычной обстановке сами развивают важные для своего возраста навыки. Мозг ребенка (и взрослого) невероятно пластичен и приспосабливается почти ко всему. Родители могут только создавать условия, наблюдать, удивляться и радоваться особенностям своего ребенка.