Как готовить ребенка к трудностям жизни

25.12.2017

Главная задача родительства – научить ребенка жить самостоятельно и отпустить. Все родители тревожатся за своего ребенка: как он справится с жизнью в холодном несправедливом мире, поэтому готовят к трудностям.

Что для этого могут дать родители в детстве:

  • Не сдавать своего ребенка. Защищать его. Не солидаризироваться против него ни с воспитателями, ни с учителями, ни с прохожими, ни с другими членами семьи. Всегда найдутся те, кто будет против него, кто надает непрошеных советов, будет стыдить и винить, поучать и тыкать носом в ошибки. С годами таких людей будет больше. Не присоединяйтесь к ним.

Что это дает. Человек, который знает, что есть тот, кто всегда его поймет и примет, чувствует и ведет себя уверенно, он не одинок. Даже когда родителя не будет рядом или уже не будет в мире.

  • Не сравнивать его с другими детьми, собой в детстве или идеальным ребенком.

Что это дает. Человек, который знает собственную ценность и уникальность, вряд ли будет заниматься саморазрушительными практиками.

  • Позволять ребенку плакать и злиться. Не делить чувства на плохие и хорошие. Выдерживать весь спектр и амплитуду детских эмоций: самому не разрушаться от них, не отгораживаться, не обесценивать, не высмеивать, не отрицать.

Что это дает. Человек, который умеет глубоко проживать чувства, знает, что все испытания можно выдержать.

  • Помнить, что ребенок больше всего нуждается в поддержке взрослых, когда он отвратительнее всего себя ведет. Ребенок своим «плохим» поведением как бы дергает за нить привязанности: родитель, ты тут? ты за меня? и даже когда я плохой, ты за меня?

Что это дает. Человек, которого безусловно поддерживали в детстве, во взрослом возрасте в трудных ситуациях ищет опору внутри, а а не снаружи.

  • Давать выбор и уважать его. Не критиковать вкус, одежду, друзей, музыку, увлечения ребенка.

Что это дает. Человек, который умеет выбирать, меньше подвержен чужому не всегда доброму влиянию.

  • Не заставлять ребенка доказывать, что он хороший, крутой, умный, добрый. Не подсаживать его на наркотик похвалы. Не вынуждать выпрашивать похвалу.

Что это дает. Человек, которому не надо доказывать окружающим свою хорошесть, не поведется на манипуляции (например, закурить или нюхнуть дорожку, чтобы показать свою взрослость).

  • Вести ребенка за собой, давать ему жизненные ценности. Ориентировать его на мнение значимого взрослого, а не на мнение сверстников. Дети не могут воспитывать детей – если вы сомневаетесь, перечитайте «Повелителя мух».

Что это дает. Человеку, у которого есть надежные ориентиры и ценности, не нужна инструкция на каждую сложную ситуацию – у него есть принципы.

  • Соблюдать границы: спрашивать разрешения обнять или взять на руки, стучаться в комнату, не заходить к нему в ванную после 5 лет, не читать переписку и дневник.

Что это дает. Человек, который понимает свои границы, умеет их вовремя отстаивать и не вламывается в пространство другого.

Трудности, хамство, предательство, отвержение, непонимание, унижение, насилие, скука, бессилие, несправедливость, неопределенность и так будут в жизни ребенка в большом количестве. Чтобы быть к ним устойчивым, ему важно иметь теплую надежную пристань, где можно залечить раны и переждать бурю.