Новое - это хорошо забытое старое

27 December 2018

Мало кто знает, откуда пошло крылатое выражение: «Новое - это хорошо забытое старое». В 1824 году личная портниха французской королевы Марии Антуанетты в своих мемуарах рассказала интересную историю. Однажды, она, слегка подновив старое платье королевы, предложила его Марии Антуанетте, и та с удовольствием его приняла. Королева с удовольствием носила платье, а мы с удовольствием пользуемся крылатым выражением.

«Орлятский круг», коммунарские сборы в гимназии №1 г. Челябинска, 1978 год
«Орлятский круг», коммунарские сборы в гимназии №1 г. Челябинска, 1978 год

Недавно на курсах повышения квалификации лектор, молодой человек тридцати лет, учил нас, как надо двигать образование вперёд, как надо смело забывать старые советские технологии, ибо они идеологизированы и морально устарели. Надо брать на вооружение новые прогрессивные, конечно же, западные или сингапурские технологии, и тогда, как пела группа «Тату», а потом перепела А.Б. Пугачева и С. Ротару на новогоднем огоньке - нас не догонят! Тридцать лет – это поколение, которое поступало в ВУЗы по результатам ЕГЭ, подумала я, и что-то взгрустнулось.

«Не хвататься за старьё»

На одном из совещаний, чиновник от образования подверг критике использование КТД (методики коллективно творческого дела). Сказал, что в советское время это работало, коммунарские сборы и всё такое прочее, но коммунизм уже не строим и этой технологии место в утиле. Надо методически расти, идти в ногу со временем, а не хвататься руками за старье.

Технология – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Как может устареть коллективная или, говоря современным фгосовским языком, групповая работа? Как может устареть творчество? А главное, как может устареть ДЕЛО, т.е. деятельностный подход?

Расскажу, как у нас

В Челябинске есть старейшее учебное заведение города, школа № 1. Именно там, в 1960-е гг., когда директором школы был Владимир Абрамович Караковский, начинают активно использовать технологию коллективно творческого дела. Все очень просто, она строится на четырёх китах:

- сами планируем,

- сами придумываем,

- сами проводим,

- сами анализируем.

При В.А. Караковском была заложена мощнейшая база традиционных школьных дел: День Памяти выпускников, погибших в годы Великой Отечественной войны, Праздник Песни, Коммунарские сборы, Корчагинская вахта (сбор металлолома) и многие другие. «Каждое дело творчески, иначе зачем!» - вот идея, которая пережила распад СССР и позволила школе продолжить эти традиции в XXI веке.

Конечно, коммунистическая идеология канула в лету, а вместе с ней и сбор металлолома, но сохранился принцип творчества. Учениками были придуманы новые дела, которые они с удовольствием сами планируют, сами придумывают, сами проводят, сами анализируют. Ученики В.А. Караковского привели в эту школу своих детей, а сегодня учатся уже их внуки. На гербе школы три слова: «Традиции. Творчество. Братство.» Стоит ли отказываться от этого, чтобы заново изобретать колесо?

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска