53,4K подписчиков

Что я расскажу сыну о деньгах. Мистер Денежные Усы

1,5K прочитали

Продолжаю переводить статьи Мистера Денежные Усы. Добавил в текст элементы оформления, которые подчеркивают мысли автора. Оригинал тут.

Справка: Mr. Money Mustache - ранний "пенсионер" из Америки. Перестал работать в 30 с небольшим лет. Смог накопить около 600.000 долларов. Живет с рыночных доходов.
Mr. Money Mustache - ранний "пенсионер" из Америки.  Перестал работать в 30 с небольшим лет.

Не буду лгать: богатство – это счастье. И счастье это заключается не в возможности кататься на новеньком дорогом автомобиле, а в отсутствии стресса и понимании насколько прекрасна наша жизнь. Счастье проникает в каждую клеточку тела, когда вы просыпаетесь по утрам:

«Черт возьми, я проживу еще один счастливый день».

Это словно рой бабочек, который неожиданно вас атакует.

Если представится возможность, я передам этот дар сыну – дар быть богатым и счастливым. Потому что такой жизненный путь действительно правильный. В современных условиях людям необходимо прилагать максимум усилий, чтобы произвести на свет самых счастливых и способных детей. Если мой сын проживет жизнь счастливо и в достатке, также как и я, я буду очень доволен.

Безусловно, все родители хотят передать детям собственный положительный жизненный опыт. А если такового у них не было – обеспечить им лучшую жизнь, чем та, которую они прожили сами. Поэтому взрослые стараются изо всех сил давать детям правильные финансовые советы и демонстрировать правильные модели поведения. К сожалению, результаты не всегда оказываются удачными.

Попытки большинства людей добиться успеха приводят к финансовому краху. Я постоянно получаю сообщения от школьников и студентов: «Отец посоветовал вложить средства в НОВЫЙ надежный полноприводный автомобиль, чтобы зимой было безопасно ездить и чтобы меньше денег уходило на ремонт».🤦‍♂️

Кто-то берет студенческий кредит на сумму $200,000, чтобы получить престижное образование. А ведь оно дает лишь минимальные гарантии устройства на работу. Но родители говорят им: «Без высшего образования сейчас работу не найти».🤦‍♂️🤦‍♂️

Другие семьи размышляют о том, сколько потратить на классную вечеринку по случаю дня рождения ребенка, где взять деньги на подготовительные классы Лиги плюща и как сравняться с другими обеспеченными семьями в частных школах.🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️

Советы выше могут принести пользу обеспеченной семье. А вот для семьи из среднего класса, которая хочет добиться большего в жизни, они будут бесполезны. Но именно среди представителей среднего класса такие идеи популярны.

Недавно я прочитал книгу Рона Либера «Неизбалованный» и удивился, как много изменилось со времен моего детства. Я встретил главы о том, как справиться с общественным давлением со стороны привилегированного класса. Что делать, если у других детей вещи лучше, чем у ваших и наоборот. Как отказать детям, если они хотят вещи, которые вы не можете себе позволить. Что делать с пособиями, работой, оплатой обучения, покупками гаджетов и авто, а также с благотворительными выплатами.

Эти навязанные состоятельным Нью-Йоркским обществом правила воспитания были мне чужды. 30 лет назад, когда я был подростком, моя семья жила в маленьком городе в другой стране и руководствовалась более простой финансовой моделью. Поэтому столкнувшись с новыми правилами, я почувствовал себя пещерным человеком – адвокатом времен ледникового периода:

Почему, черт возьми, современные люди так суетятся? Для них и правда, важна эта ерунда?

Думаю, что если внедрить финансовые ценности рабочего класса маленького города 1980-х в современность, жизнь наших детей станет намного проще, и в будущем они будут добиваться наибольшего успеха.

Что мой сын знает о деньгах

В нашей семье о деньгах речь ведется открыто – никаких недосказанностей и табу. Моему ребенку в точности известно, как зарабатываются деньги. Что происходит, когда они тратятся (их больше нет). И что будет, если их инвестировать (они начнут работать на тебя и на твою жизнь).

Поскольку мы вышли на пенсию еще до рождения сына, о финансовой независимости он знал с самого рождения. Он усвоил, что такие активы, как доходные дома и доли в бизнесе приносят прибыль. С таким заработком не нужно каждый день уходить на работу в офис на 9 часов (если это, конечно, не входит в число ваших развлечений). Таким образом, сын сравнивает нашу повседневную жизнь с жизнью родителей своих сверстников.

Когда мой сын стал достаточно взрослым, чтобы иметь дело с деньгами (достиг шестилетнего возраста), я дал ему шанс самостоятельно узнать, как все работает.

Ребенок и деньги

Сегодня быть ребенком - довольно прибыльно. Кроме бесплатной арендной платы мой сын иногда получает денежные подарки от родственников и «зарплату» от меня, которая равна 10 центам за каждую милю, пройденную пешком или на велосипеде. Такие денежные выплаты наиболее характерны для семей, у которых нет автомобилей. Например, мой сын проехал уже 1200 миль на 20-дюймовых шинах горного велосипеда. Его дорогая обувь износится еще до того, как он из нее вырастает.

Я ожидаю, что в ближайшие годы у него появятся «взрослые» источники дохода, которые сделают его более независимым. Выберет ли он традиционный путь заработка или займется предпринимательством - решать ему*.

Некоторые родители советуют детям сосредоточиться на учебе: «Пока не закончишь университет, единственной твоей работой будет получение хороших оценок».

Но для меня образование – это опыт. Я считаю, что ключевой аспект образования - умение заработать собственные деньги в любом возрасте. Даже если работа будет заключаться в раскладывании товара и в сборе ручных тележек в строительном магазине.

Школа - это лишь крохотная часть образования ребенка, и, безусловно, не самая основная.

Например, мои самые яркие воспоминания школьных времен связаны как раз с работой, а не со школьными уроками.

Банк отца

Возможно, это покажется странным, но мой сын предпочитает держать деньги не в «свинье-копилке», а в банке отца - Мистера Денежные Усы. Я веду таблицу, в которой отображены все финансовые операции моего ребенка. Если ему нужно внести деньги на счет, он дает мне наличные. Чтобы снять деньги, он спрашивает у меня наличные или просит купить что-либо онлайн.

Но за каждый доллар, который остается на счету, ему ежемесячно начисляются проценты по ставке 10% годовых. Этот подход позволит ему усвоить следующее:

  • деньги не бесконечны - это не бассейн, в котором он плескается, уговаривая купить ему новую вещь
  • хранить вложенные деньги прибыльно - его $600 на счету теперь приносят ощутимые $5 в месяц в виде процентов
  • возникают новые источники дохода, процентные ставки - увеличиваются; а счет с крупной денежной суммой гарантирует пожизненную финансовую свободу.

Куда мой сын тратит деньги

Сейчас основные статьи расходов моего ребенка - компьютерные игры, книги, игрушечное оружие NERF, а также на приложения для телефона или планшета. В прошлом году он потратил на это более $100 (немало), но, по его словам, удовольствие стоит потраченных денег.

Стоит отметить то, что он уже начал проявлять щедрость по отношению к окружающим. Если дома что-то ломается, или если у других детей недостает денег на покупку чего-либо, он немедленно одалживает свои деньги.

Что сыну достается бесплатно

Между тем, есть ряд вещей, о которых сыну ничего неизвестно. Например, чтобы собрать компьютер, я купил деталей на сумму около $500. Мы собрали довольно мощный игровой компьютер.

Мы создаем роботов с комплектом VEX IQ, который я купил за $400. Большинство книг, оборудования для активного отдыха и поездок достаются сыну бесплатно. Все блага семьи будут бесплатными для моего ребенка пока он не станет подростком.

Личный пример

В своей книге Рон Либер задается сложным вопросом: «Почему одни получают все, а другие – ничего?» Этот вопрос очень важен, поскольку размышление на данную тему стимулирует желание помогать другим людям. Однако я полагаю, что американцу, живущему роскошной жизнью и имеющему кучу недвижимости, яхт и самолетов, ответить на такой вопрос непросто. Но если говорить о моей семье, мы тратим около $25,000 в год. Эта цифра ниже среднестатистической в нашей стране, и она не увеличивается, даже когда наш доход оказывается выше.

Надеюсь, что я смогу передать следующему поколению подход «Расходы не увеличиваются с ростом доходов».

Когда потребностей немного, нетрудно найти эффективное применение денежным излишкам.

Я не буду сохранять огромный капитал для передачи детям. Им придется накопить его самостоятельно.

Высшее образование, общественный статус и стресс

Это очень серьезная тема. Если вы не умеете пользоваться деньгами и жить счастливо, что в этом хорошего? Приведу яркий пример с детьми из богатейшего анклава страны, из Пало-Альто в штате Калифорния.

Несмотря на то, что они окружены невероятным богатством и получают образование в самых дорогих учебных заведениях, они подвержены большему стрессу, менее счастливы и чаще других совершают суицид.

Проблема возникает тогда, когда успешные родители решают подтолкнуть детей к не менее успешной жизни.

Они побуждают отпрысков тягаться с другими успешными людьми и поступать в самые престижные учебные заведения с одной единственной целью - участвовать в бесконечном соревновании за место под солнцем в нашем сложном мире.

Помните, что я написал в первом абзаце первого поста в апреле 2011 года, когда только создал блог?

… в моменты кризиса мы говорим о деньгах и о свободе, которую они могут даровать. Свободе от волнений и всякой ахинеи.

Как отец считаю, что воспитывать детей в страхе и давлении от мысли, что они с кем-то СОРЕВНУЮТСЯ, - полная ахинея. К жизни нужно относиться не как к соревнованию, а как к сотрудничеству. Люди, которые видят жизнь в таком ключе, всегда получают награду.

Вероятно, большинство родителей-выходцев из верхушки среднего класса все еще руководствуются психологией бедности. Они привыкли потреблять много, зарабатывая $600,000 в год и одновременно оплачивая машину и квартиру. Они полагают, что детям нужно будет зарабатывать и тратить столько же, чтобы жить счастливо. Для этого, конечно же, нужна самая престижная и высокооплачиваемая работа и образование, которого будет достаточно, чтобы получить такую работу.

С другой стороны, заработав около 10 лет назад достаточно денег для жизни, сложно представить, что сын не заработает столько же во времена своей молодости. Однако полагаю, что нет необходимости соревноваться за привилегированный статус в обществе. Полезнее будет достичь собственных высот, и не зацикливаться постоянно на мысли, что вы недостаточно хороши. Как это ни парадоксально, такой путь выбирают очень редко. Но он действительно в результате способен принести гораздо больше денег.

Какой урок я преподам сыну:

Эта статья - основа для более широкого (и немного радикального) взгляда на деньги, который я хочу привить ребенку:

Деньгами нужно управлять и не позволять им управлять вами.

Ознакомьтесь со следующими утверждениями и подумайте, согласны ли с ними. Хотя в них есть некоторые нестыковки и исключения, общая философия верна, если следовать ей на протяжении всей жизни:

  • Доход – это не то, что насчитали вам работодатели и государство. Это то, что вы создаете сами. Это побочный продукт усердной работы, учебы и совершенствования системы в целом. Сама система тоже подвержена вашему контролю.
  • «Расходы», «Потребности» и «Прожиточный минимум» - термины для слабаков. Вместо них используйте словосочетание «Мои расходы» и осознайте, что они находятся под вашим контролем. Делая верные шаги и договариваясь с правильными людьми, теоретически вы можете жить бесплатно. У вас есть возможность получить любую работу, жить в любом городе, стране с любым количеством иждивенцев – все на ваш выбор. Даже если вы не используете все жизненные возможности, одно лишь знание того, что расходы находятся под контролем, поможет стать финансово независимым.
  • И наконец, деньги – это не единственный источник хорошей жизни. Хотя в настоящее время денежная проблема стоит особняком для многих людей, ее можно решить даже в молодости. После этого вы начнете добиваться более сложных целей: усердно трудиться, налаживать отношения с окружающими, справляться с большим количеством трудностей и как можно больше учиться.

Я поделился опытом воспитания Младшего Мистера Денежные усы. Хотя я построил прочный фундамент, считаю, что и он – тоже своеобразный эксперимент. Как и всё в нашей жизни. Я буду держать вас в курсе событий.

Примечания к статье:

* В начале карьеры я разносил газеты, ухаживал за газоном и заправлял автомобили. Затем получил более престижную работу в городском хозяйственном магазине, и, наконец, работал кассиром в круглосуточном магазине. Своему ребенку я бы не позволил работать лишь на газозаправочной станции из-за токсичных выбросов, которые вредны для развития мозга.

** Примечание Бабайкина. У меня тоже своеобразный подход к воспитанию детей. О нем я рассказывал в этой статье.

Ставьте лайк, если перевод понравился.

Не согласны с автором статьи? Закидайте его помидорами в комментариях.

Хотите узнать как я вышел на пенсию в 35 лет? Качайте мою книгу. Бесплатно!

И подписывайтесь на самый нескучный телеграм-канал по инвестициям "На пенсию в 35 лет" @pensiya35