Закончила дни в такой нищете, что пришлось хоронить в театральном реквизите - печальная судьба актрисы Светланы Савёловой

31k full reads
41k story viewUnique page visitors
31k read the story to the endThat's 76% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

Приветствую всех читателей и посетителей своего канала!

Закончила дни в такой нищете, что пришлось хоронить в театральном реквизите - печальная судьба актрисы Светланы Савёловой
Закончила дни в такой нищете, что пришлось хоронить в театральном реквизите - печальная судьба актрисы Светланы Савёловой

Судьба щедро одарила Светлану яркой, притягательной внешностью, удача и везение сопутствовали ей с самого начала жизненного пути, но актриса не смогла воспользоваться этими дарами, своими руками разрушила и карьеру, и всю свою жизнь. Её звезда ярко вспыхнула в 1960-м, когда девушке едва исполнилось 18, несколько лет горела ровным светом, потом стала меркнуть, а совсем погасла в 1999-м – Савёловой едва исполнилось 57 лет.

Родилась будущая актриса в Севастополе, в многодетной простой семье. Отец её погиб на фронте, мама работала медсестрой в местном госпитале, пропадая там сутками, и дети были предоставлены сами себе. Детство Светланы прошло на улице, она рано стала самостоятельной, могла за себя постоять – возможно из-за этого у неё выработался такой непростой характер, впоследствии коллеги отмечали резкость, грубость, несдержанность, граничащую с хамством.

Закончила дни в такой нищете, что пришлось хоронить в театральном реквизите - печальная судьба актрисы Светланы Савёловой
Закончила дни в такой нищете, что пришлось хоронить в театральном реквизите - печальная судьба актрисы Светланы Савёловой

Она не мечтала стать актрисой, мысли девушки были куда более приземлёнными – она мечтала стать врачом, помогать людям также, как мать, только более продуктивно и профессионально.

В то лето, после окончания школы, она готовилась к поступлению в медицинский институт, но, понимая, что не в состоянии учиться на дневном отделении из-за плохого материального положения, устроилась работать в аптеку фасовщицей лекарственных трав. Там и произошла её судьбоносная встреча с режиссёром картины «Прощайте, голуби» Яковом Сегелем, который тщетно искал актрису на роль Тани Булатовой.

Закончила дни в такой нищете, что пришлось хоронить в театральном реквизите - печальная судьба актрисы Светланы Савёловой
Закончила дни в такой нищете, что пришлось хоронить в театральном реквизите - печальная судьба актрисы Светланы Савёловой

Едва увидев Светлану, Сегель обомлел – именно такой представлялась ему главная героиня, светлой, лучистой, задорной. Его не смутило даже то, что на эту роль пробовались ведущие московские актрисы - он решил, что именно эта девушка будет выглядеть в его фильме наиболее органично.

Для Савёловой происходящее казалось сказкой – она, простая крымская девчонка, будет сниматься в главной роли, да у кого? У самого Роберта Гранта из приключенческого детского фильма «Дети капитана Гранта», который Света обожала, и конечно повзрослевшего Якова сразу узнала.

Партнёром Светланы по фильму «Прощайте, голуби» был никому ещё не известный молодой актёр Алексей Локтев, но после премьеры они оба приобрели всесоюзную известность и любовь зрителей, а сама картина, которую посмотрели 22 миллиона советских зрителей, завоевала несколько громких наград.

С тех пор жизнь девушки круто изменилась – она напрочь забыла о своих благих намерениях и спасении людей, ей очень понравилось быть звездой, купаться в лучах славы, быть постоянно в центре внимания. Она поехала в Москву и поступила в Щукинское училище – другой жизни, вне экрана, она для себя уже не представляла.

Закончила дни в такой нищете, что пришлось хоронить в театральном реквизите - печальная судьба актрисы Светланы Савёловой
Закончила дни в такой нищете, что пришлось хоронить в театральном реквизите - печальная судьба актрисы Светланы Савёловой

На курсе она была единственной, кто уже блеснул в главной роли, поэтому задирала свой и так вздёрнутый носик, смотрела на остальных студентов свысока, что выглядело несколько комично при её малом росте. Тяжёлый характер девушки не способствовал её сближению с однокурсниками, подруг у неё почти не было, а парней она отшивала моментально.

Во время учёбы Савёлова продолжала сниматься, в том числе в главных ролях, что ещё больше отдаляло её от сокурсников. Она сыграла Марусю Орлову в «Повести о молодых супругах», Марийку в историческом фильме «Слуша-ай!..», Иру Савёлову в комедии «Зелёный огонёк».

Получив диплом, начинающая актриса была принята в труппу театра им. Вахтангова, но вскоре разругалась с руководством и перешла в «Ленком». Однако и там ей не спешили давать главные роли – все они доставались музе худрука Анатолия Эфроса, Ольге Яковлевой. Лишь в 1973-м, с приходом молодого и полного идей Марка Захарова, Светлана смогла вернуть свой пошатнувшийся статус звезды.

кадры из фильма «Прощайте, голуби»

В 1966 году Светлана вышла замуж за земляка Геннадия Байсака, будущего режиссёра – он был на 2 года младше, и ещё учился в Щуке. На свадьбе в Севастополе гуляли человек 200, родители жениха были людьми состоятельными и столы ломились от изысканных угощений. Геннадий буквально сдувал пылинки со своей любимой, но несмотря на это, меньше, чем через год они развелись.

«Мы были слишком несмышлёными, - рассказывал Геннадий Михайлович. - Расстались из-за несходства характеров: оба амбициозные максималисты, резкие в суждениях, обоим хотелось доказать своё превосходство. Какая уж тут семейная жизнь...».
с мужем и подругой
с мужем и подругой
с мужем и подругой

В том же году актриса снялась в фильме-спектакле «Новеллы Кэтрин Мэнсфилд» и фильме «Последний жулик», в 1967-м сыграла Свету в картине «День солнца и дождя», а на следующий год была приглашена на роль тренера Лены Величко в комедии «Семь стариков и одна девушка». Этот фильм стал невероятно популярным, а Светлана вновь оказалась на пике славы.

Почти одновременно со «Стариками» она вновь оказалась на одной съёмочной площадке с Алексеем Локтевым – их двоих, как известных артистов, пригласили в исторический фильм «По Руси». Постановщики понимали, что проект слабый, и решили «вытянуть» его с помощью звёздного состава. Однако актёры не смогли ничем помочь, картина оказалась провальной, и больше Савёлову в кино не приглашали.

Ей было всего 27 лет, она очень тяжело пережила это поражение, впервые уверенность в собственных силах ослабла, Светлана постаралась полностью сосредоточиться на театре. После развода с Байсаком замуж она больше не вышла, но ходили слухи, что в театральной среде у красивой женщины было много громких романов.

кадр из фильма «Зелёный огонёк»

Если её роман с Александром Збруевым не подтверждён, то отношения с Николаем Караченцевым развивались на глазах у коллег, их считали красивой парой, и ожидали скорой свадьбы. Говорят, что мама Николая никого не терпела рядом с сыном, и поспособствовала тому, что влюблённые расстались.

По свидетельствам бывших коллег актрисы, она очень тяжело переживала этот разрыв, сошлась с актёром Сергеем Миловановым, и начала крепко выпивать. А потом вдруг пропала - не являлась на репетиции, в спектакли вместо неё пришлось вводить замену, руководство рвало и метало, а от Савёловой не было ни слуху, ни духу. Вернулась она через месяц со шрамом в пол-лица, рассказала, что попала в аварию, лежала в больнице где-то в Подмосковье, не хотела, чтобы её видели изуродованной.

С тех пор она начала регулярно опаздывать, не являться на спектакли, а если и приходила – коллеги задыхались от запаха перегара. Очень быстро её красота увяла, кроме шрама лицо «украсили» отёки, ранние морщины и крупная сосудистая сетка. Последняя полноценная роль, сыгранная актрисой в 46 лет - Татьяна в спектакле «Три девушки в голубом».

кадр из фильма «Семь стариков и одна девушка»

Захаров пытался воздействовать на актрису, долго разговаривал с ней, убеждал, уговаривал, но всё было напрасно. Рисковать репутацией театра Марк Анатольевич был не готов, и Светлана быстро скатилась с ведущих ролей в массовку. Потом она и вовсе перестала являться на спектакли, однако небольшую зарплату ей платили – ни у кого не поднималась рука уволить бывшую звезду, её жалели.

Между тем, о её жизни почти ничего не было известно. Знали лишь о том, что она сожительствовала с бывшим военным, они часто уходили в запои, а так как оба не работали, квартиру Савёловой неподалёку от «Ленкома» пришлось продать, купить поменьше на окраине и сдавать её. Сами же они жили где-то в районе Останкино, где у любимого актрисы была запущенная «двушка».

Говорили, что от этого мужчины она захотела родить ребёнка, но, то ли из-за позднего материнства (Светлане было уже за сорок), то ли из-за алкоголизма, плод оказался нежизнеспособен, и это ещё больше подкосило актрису. Она перестала даже являться за зарплатой, в театр приходил её сожитель. Сколько лет они прожили, неизвестно, но в конце жизни Светлана Ивановна осталась совсем одна – если и были какие-то родственники в родном Севастополе, она не поддерживала с ними отношений.

спектакль «Три девушки в голубом» в театре «Ленком»

Бывший администратор «Ленкома» Валерий Курицын рассказал, что в конце января 1999 года в театр позвонили из судебно-медицинского морга и попросили забрать тело актрисы. Её обнаружили в квартире через несколько дней после кончины – тревогу забили соседи, обеспокоенные тем, что у их шумной соседки подозрительно долго стоит тишина. Обычно к ней приходили собутыльники, и частенько из-за двери доносились пьяные крики и песни.

Хоронили некогда знаменитую актрису силами театра - в её квартире царила такая нищета, убогость и грязь, что даже не нашлось более-менее приличных вещей для передачи в морг, пришлось как-то выходить из положения:

«В документе о смерти, который нам выдали, стоял жуткий диагноз - острая алкогольная интоксикация с поражением печени. Нижнее бельё для покойной мы сами покупали, платье подходящее нашли в реквизите костюмерного цеха. Театр оплатил место в колумбарии Николо-Архангельского кладбища, кремирование, и изготовление памятной таблички» - отметил Курицын.
источник: https://www.eg.ru/culture/50088/

Коллеги с болью говорили о Светлане Ивановне: Она вытянула такой счастливый билет, но потеряла его, или выбросила за ненадобностью..

Вас могут заинтересовать следующие материалы:

Яркий взлёт и падение замечательного советского актёра Станислава Хитрова – бригадира лесорубов из фильма «Девчата»

Борису Токареву 73 года – как сейчас живёт и выглядит известный советский актёр и режиссёр

Константину Желдину 87 лет. Как сейчас живёт известный актёр, так и не обретший семейного счастья