"Полярная Заря"-XLVII. Прогулка по городу Будё

10.03.2018

Будё – небольшой (по нашим меркам) город Северной Норвегии с населением около 50 тыс. чел., основанный в 1816 году. Если посмотреть динамику его развития, то становится очевидным, что Будё в его нынешнем состоянии – порождение холодной войны, так как главный рост пришёлся на 50-е и 60-е годы. Тут находится Северное командование норвежской зоны ВВС НАТО; огромная по площади авиабаза – в 90-е годы, впрочем, заметно сократившаяся в численности базируемых самолётов; множество всяческих складов и арсеналов для норвежских и американских войск. Да и по архитектуре можно безошибочно сказать – главный пласт застройки – это, опять же, 50-е – 60-е.

Давайте вместе с экспедиционерами, прогуляемся по этому городу солнечным августовским днём, начиная от вокзала.

Железная дорога сюда пришла сравнительно недавно, в период разгара холодной войны – 1961 год. То есть, когда Пауэрс на своём U-2 не долетел до тамошней авиабазы, железку ещё усиленно строили. А раз 1961-й – то и вокзал выполнен в весьма скучном стиле того времени.

Станция Будё – конечная (северная) точка сети норвежских железных дорог. То, что я вам показал ранее в Нарвике (он северней Будё) – это шведская сеть ж/д, хоть и расположена немножко в Норвегии.

По моим наблюдениям, норвежские ж/д – весьма угнетённые и малодеятельные. Если сравнивать с соседними Финляндией и особенно Швецией – разница в интенсивности движения и обустройстве дороги очень значительная. Вот, к примеру, какие тут бегают смешные 20-тонные вагончики (для сравнения – в России стандарт 4 оси и 65 тонн). Но зачем тут больше? Народу живет мало.

Товарный крытый вагончик, с тормозной площадкой :)

Пока мы там ходили, станция была пустынна и тиха. Для полноты картины хотелось, чтобы прибыл какой-то поезд. И нам повезло – как раз во время наших брожений подошел редкий пассажирский поезд из Тронхейма, ведомый тепловозом. Электрификации тут нет.

Композиция внутри зала ожидания вокзала – естественно, на морскую тему. Поездов совсем немного – кажется, три или четыре в сутки.

Интересно, что название «билетёр» произносится так же, как и на русском.

Осмотрев вокзал и окрестности, мы пошли наверх, в город. Рельеф вокруг очень сложный, и постройки в окрестностях лепятся в самых неожиданных местах.

Очень чувствуется, что город – не туристический, а военно-инфраструктурный. Даже если не брать район авиабазы, везде натыканы газгольдеры, резервуары, склады и прочие сооружения подобного назначения.

Пока мы ходили, тишину утра четырежды разрезал рёв истребителей в небе – по виду издалека, F-16. Летали они как в одиночку, так и парами. Трижды я не успел, и только когда поставил камеру «наизготовку» в режим серии, получилось одного снять. Но происходило это очень быстро – р-р-раз, и всё!

Вот такая уныло-функционалистская застройка доминирует.

Никак в норвежском городе и без голых скульптурных женщин. В каждом кого-нибудь, да показывал вам (Тромсё, Нарвик, Хаммерфест и т. д.). Есть они и тут.

Однако отличие Будё в том, что тут водятся не только голые женщины, но и орлы. И их тут не один, а много. Вот, как пример.

Немного зарисовок с простыми жителями города (будёвцами?).

Лица дублёные у мужиков. Старые морские волки в отставке?

Мальчик-развозчик газет.

Местная кебабная.

Постепенно дошли к фьорду, до пристани с длинным рядом шин, покрашенных белым. Тут упёрлись в тупик и повернули влево наверх.

Поднявшись на пару параллельных улиц вверх, очутились, по-видимому, в центре города. Вот такая там застройка (художественным взглядом Маэстро). Двое других экспедиционеров бредут по улице вперёд.

А теперь давайте повернём камеру в нормальное положение. Церковь и колокольня, она же одновременно - памятник жертвам немецкой оккупации 1940-1945 гг.

Церковь построена по авангардистским канонам 1950-х.

Авангардистский Иисус Христос на фасаде.

Оформление входа в церковь.

Колокольня-памятник.

Год постройки, согласно табличке – 1956 г.

Если идти по этой улице дальше, то доходим до здания местной мэрии (годы постройки примерно те же).

Здание мэрии спереди тоже украшает очередной орёл (ещё одного я в обзоре пропустил).

А вот эта картина мне напомнила Питер: показалось, что злоумышленники укатили со Стрелки В.О. на эту улицу гранитные шары. Только почему-то их было много...)

Интересной местной фишкой являются также канализационные люки с разными гербами фюльке и коммун. Я тут привожу только один пример, но экспедиционеры нащёлкали как минимум пять разных видов.

А теперь возвращаемся к вокзалу, заводим «Косулю» и едем на юг, к авиабазе с авиамузеем близ неё. Следующие три поста будут посвящены миру авиации.

* * *

Продолжение - в следующей части

Полное содержание цикла