"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

201 full read
271 story viewUnique page visitors
201 read the story to the endThat's 74% of the total page views
5 minutes — average reading time

Осмотрев город Будё, экспедиционеры направили свои стопы на юг, где размещалась знаменитая авиабаза НАТО, одна из крупнейших на северо-европейском ТВД, куда 1 мая 1960 года не долетел Френсис Пауэрс на своём U-2 (он предпочёл приземлиться на колхозном поле близ Свердловска). Рядом с территорией авиабазы в конверсионные 90-е годы был построен большой авиамузей (1994) – ставший к сегодняшнему дню главным музеем истории норвежских ВВС. Вот его-то экспедиционеры и собирались посетить, тем более что в составе экспозиции обещался тот самый крылатый разведчик Lockheed U-2.
В этом посте мы сам авиамузей смотреть не будем, а пойдём на диспетчерскую вышку, дабы осмотреть прилегающую территорию – а там, поверьте, много интересного!

 Самолёт-памятник «Харрикейн» перед зданием авиамузея.
Самолёт-памятник «Харрикейн» перед зданием авиамузея.
Самолёт-памятник «Харрикейн» перед зданием авиамузея.

Самолёт-памятник перед зданием. Тогда я не посмотрел точной модели, полагая, что это «Спитфайр», но сейчас уточнили - «Харрикейн».

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Памятник английским лётчикам, погибшим в 1940 г. в боях с немцами.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

А вот так выглядит левое крыло авиамузея (военная часть). Вообще, сделали норвежцы свой комплекс грандиозно, и я всё время думал, когда там ходил – «нам бы так упрятать монинскую коллекцию, которая в десять раз уникальней». Построен он в стиле хай-тек.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Вход в музей.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Заходим...

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Эмблема музея вышита на ковриках и выдавлена на стенах.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Вид назад, из холла в стеклянный переход – на улицу.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Сейчас мы сам музей смотреть не будем, это будет в двух следующих постах (военный и гражданский залы), а зайдём в небольшое центральное помещение, имеющее форму круга, и будем подниматься по лестнице на диспетчерскую вышку управления полётами.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Вот мы и поднялись наверх. Тут выставлена аппаратура 60-х – 70-х годов – периода наивысшего расцвета авиабазы.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Теперь давайте посмотрим по разным сторонам – из пункта управления полётами круговой обзор. Смотреть на микрорайоны при авиабазе не очень интересно, даю этот снимок просто для порядку.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Однако взгляд на южные сектора обзора даёт нам более интересные виды.
Вот, например, вид на гражданскую часть (тут местный аэропорт и ВПП для гражданских самолётов). Вдали видна та самая необычная трехглавая гора, которую я уже показывал неоднократно в предыдущих главах. А между полосами и фьордом – служебные строения аэропорта и авиабазы. Ещё ближе к фьорду (ниже по склону) – строения собственно военной части (авиабазы), их отсюда не видно.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

А теперь переведём взгляд правей, на военную часть территории. ВПП уходит далеко на запад, к морю, и конца её отсюда не видно. И вообще, территория базы со всеми её службами составляет примерно треть от общей территории города, если считать по площади. С юга территорию ограничивает Сальт-фьорд.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Даже без зума хорошо видны капониры для военной авиации – самих истребителей в момент моей съёмки на видимой территории стояло только два.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

А вот теперь серия снимков с большим зумом (от x5 до x12).
На правой части снимка видно, что на подготовке стоит истребитель. Минут через семь он вырулит и взлетит. К сожалению, сделает это он очень внезапно, когда я буду снимать другой сектор обзора, и не успею ничего предпринять по части съёмки, а на спонтанном кадре всё размажется :(

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Ещё капониры и истребитель (?) в правой части. Этот стоял всё время, не взлетал.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Вид на капонир с максимальным зумом. Строили капитально и основательно. А кто именно – точно не знаю, потому что американцам в начале 50-х база перешла от немцев, которые, собственно, и построили саму эту базу здесь.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Въезд в военный городок (основная часть расположена под склоном и отсюда не видна). Тут такая же традиция, как и в советских военных городках – ставить на въезде самолёты-памятники. Всё вокруг утыкано всяческими знаками и кучей видеокамер.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Заглублённый капонир в невысокой сопке. Пока я стоял наверху, туда заехал и выехал топливозаправщик. Но самолёт не появился.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Ещё капониры. Сейчас тут базируется две эскадрильи норвежских F-16 (около 30 штук), незнаемое мною точно количество американских «Орионов» (дальних морских противолодочных разведчиков, патрулирующих пути выхода российских подлодок СФ в Атлантику) и ещё несколько каких-то мною неопознанных самолётов. Раньше было много больше, до начала 90-х - когда существовал СССР.

"Полярная Заря"-XLVIII. Авиабаза Будё

Ну что, посмотрели, насладились? :)
Теперь спускаемся вниз с вышки и идём смотреть сам музей.

* * *

Продолжение - в следующей части

Полное содержание цикла