Транссиб. От реки Селенги до Читы

01.04.2018

Восточно-азиатский вояж, ч. 19 (записки из 2007 года)

(предыдущая часть здесь)

Всё хорошее кончается, и прибайкальские красоты тоже.
Поезд от Посольской резко отвернул на юго-восток, прорезал леса и вышел в долину Селенги, которая тоже впадает в Байкал. Это – уже Бурятия. Да и давно уже идёт Бурятия, после Байкальска Иркутская область кончилась, только я на этом внимание не акцентировал.

Вокзал Улан-Удэ, столицы Бурятии.
Вокзал Улан-Удэ, столицы Бурятии.

А вообще, долина Селенги – это тоже красивое зрелище.
Сперва поезд идет по левому берегу реки, потом – пересекает её вот таким мостом (фото 2004 года).
5618 км Транссиба.

Затем - линия железной дороги извивается синхронно красавице Селенге :)

Так и едем вдоль неё, с полсотни километров.

Попадаются очень милые мохнатые острова :)

Затем – резкий запах в вагон, который, впрочем, держится не более минуты и тут же выдувается встречным потоком (буряты сделали очистные сооружения прям на Селенге, намыв дамбу и отгородив кусок поймы для этих целей).
И вот, замедляем ход. 4 часа дня местного.
Перед нами - столица Бурятии – Улан-Удэ (в переводе с монгольского и бурятского «Красная Река»).
5641 км Транссиба.

Не так давно восстановили и улан-удинских культовых мишек, на перроне вокзала, которых порушили в начале 90-х. Я их отлично по своему детству помню – вот было развлечение! Правда, раньше они были мохнато-плюшевые, и мы, дети, их гладили, когда с родителями гуляли по перрону при остановке поезда, а теперь они стали гладко-пластиковые. И огороженные, теперь не погладишь...

Сразу чувствуется, что мы всё-таки в Бурятии.

Порадовало отсутствие жёлтой прессы в киоске. Впрочем, подозреваю, что её просто до меня разобрали...

Постояв положенное время, мы покидаем станцию Улан-Удэ и движемся по городу. Вот, очень милый обрывчик по пути.

А вот и река Уда, впадающая в Селенгу прямо в черте города.
За этим мостом – ответвление на Транс-Монголию, линия на Улан-Батор – Дзамын-Удд – Пекин. Давно хочу по ней проехать, да вот пока не осуществил.
5618 км Транссиба.

Некоторое время линия идёт вдоль реки Уды.

...и потом переходит в лесостепь, но уже не такую унылую, как западно-сибирская, идеально плоская. Тут повеселее – сопочки, лески, табуны коней кое-где пасутся.

5677 км Транссиба.
Станция Онохой.
Это у нас важный рубеж – ровно четверо суток в пути.

Сооружение времён Великого Сибирского Пути на Онохое.

За Онохоем скорость сильно возрастает, и поезд несётся около сотни км/ч, а то и более. Количество жилья падает, и только вот такие редкие посёлочки попадаются по пути.

Выходим на Кижинский перевал (видите трёхпутку?) – второй по высоте на Транссибе, 980 метров над уровнем моря. Ну, это условно так, перевал. Он очень плавный.

Около 9 вечера по местному мы прибываем на станцию Петровский Завод. Тут меняется время (на +6 Москвы), железная дорога (с Восточно-Сибирской на Забайкальскую) и область (с Бурятии на Читинскую).
5784 км Транссиба.

Станция чрезвычайно оригинальная, на ней находится интереснейший барельеф о декабристах, отбывавших тут ссылку.

Оригинальна она, однако, не этим барельефом, а возвышенною мыслию некоего проектировщика пространства станции, легким движением начальственной руки вознесшим над декабристским барельефом дедушку Ленина. Таким образом, Ильич вальяжно попирает бедных декабристов, честно потрудившихся на задворках империи «во глубине сибирских руд».

После Петровского завода мы движемся под гигантским обрывом, с другой стороны которого – вот этот милый Заводской пруд. Далее (тут не видны) будет металлургический завод, вернее – его руины, самые большие индустриальные руины на Транссибе, страшное зрелище. Этакий концентрированный памятник всей ельцинской эпохе.

Впрочем, в Петровский Завод в рамках моего восточно-азиатского вояжа мы ещё вернемся, и обозреем и руины завода, и вообще всё интересное тут (а его много!). На целый день пост!

* * *

Прошла ночь, мы проехали в темноте красивейшие места – долины Хилка и Ингоды, запечатленные на сотнях дореволюционных открыток, преодолели Яблоновый перевал и спустились к Чите.

И вот, 6.02 утра, станция Чита Вторая.
Четверо с половиной суток пути позади!
6197 км Транссиба – тоже.
Моя большая поездка на поезде по Транссибу подошла к концу.

* * *

Продолжение - в следующей части

Полное содержание цикла