34. Как наш сын в начале четвёртого класса стал «учёным-биологом»

После того, как сын написал свою работу для участия во Всероссийском конкурсе сочинений, его классный руководитель даже не собиралась успокаиваться и отставать от него. Вскоре она предложила ему поучаствовать в ещё одном конкурсе. На этот раз — Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь 2018».

А он и не был против. :)

И снова пришлось нам всем включаться в «переговорный» процесс. Мы разговаривали с сыном, а также несколько раз созванивались с учителем, обсуждая в каком именно направлении лучше ему заявиться и за какую тему взяться… Когда дело дошло до «живой природы» меня осенило...

У нас же есть отличный материал для этого! – Заверил я классного руководителя и вкратце объяснил суть.

Выслушав, она согласилась, что потенциально это может получиться очень интересная работа. Сыну эта идея тоже очень пришлась по душе и мы приступили к новому проекту — исследовательской работе «Сравнение жизни бабочек, выросших в разных условиях и их значение для окружающего мира».

Поскольку наши «СДВГ-проблемы» никуда не делись, естественно, что эту работу пришлось разбить на массу фрагментов, а иначе сын просто не смог бы переварить такое количество материала. К счастью у нас было достаточно времени для этого и мы смогли составить поэтапный план работ так, чтобы сын с ними был в состоянии справиться в отведённые сроки.

Если тема школьного образования вам небезразлична, поддержите каналы, пишущие об этом. Жмите на “палец вверх” если согласны с автором поста или комментария. И не стесняйтесь нажать на “палец вниз” если не согласны. Подписывайтесь на каналы и пишите комментарии. Только проявляя активность мы сможем не дать этой важной теме утонуть в потоке информационного шлака.

Мы составили план работы таким образом, чтобы сын не испытывал перегруза, поэтому каждому пункту (вопросу) отводился отдельный день. Например, в первый день были собраны и изучены общие сведения о бабочках, отобраны из них те, что могут быть использованы в работе. На следующий день, информация о жизненном цикле… и т. д. и .т.п. Подобный подход позволял ребёнку справиться с этой работой на должном уровне. Загрузи мы его двумя или тремя вопросами сразу, вряд ли он смог бы удержать своё внимание на них. И это нам приходилось постоянно учитывать и внимательно следить за его реакцией.

Естественно, только этим мы не ограничивались и, думаю, вряд ли нам что-либо светило на конкурсе напиши мы просто «попурри на тему статей из интернета». Подобным впечатлить членов комиссии или жюри просто нереально. Так что мы сделали ставку на практическую составляющую исследовательской работы… Какой? Сейчас расскажу. :)

Дело в том, что в начале сентября сын поймал на даче очень красивую гусеницу. Он, конечно был в курсе, что из гусениц появляются бабочки, но когда я рассказал ему, что этот фокус мы можем проделать дома, ему тут же захотелось реализовать это на практике. Мама была не против и уже вечером банка с гусеницей была установлена на подоконнике в кухне нашей квартиры.

Мы с сыном тут же собрали информацию о том, как правильно содержать этого «зверя», как кормить, поить, какая необходима температура и т. д. Вскоре гусеница превратилась в куколку и мы решили, что она проспит до весны. Однако из-за так и не наступившего похолодания этот процесс не стал растягиваться и бабочка появилась на несколько месяцев раньше, чем то было бы в природе.

Фото из той самой работы сына.
Фото из той самой работы сына.

Для нашего региона (Чувашия) это достаточно редкий вид бабочек и единственный представитель тропического рода Papilio Linnaeus. Кстати, этот Махаон даже включён в «Красные книги» некоторых стран Европы и регионов Российской Федерации.

Фото из той самой работы сына.
Фото из той самой работы сына.

Дальше сын за ней наблюдал, кормил и даже выгуливал. :) Все эти моменты мы с ним фиксировали на фото и видео, а также делали запись в блокноте. Вот именно эти его материалы наблюдений и должны были по нашему замыслу стать главной «фишкой» его работы. А ещё сравнение и анализ наших наблюдений с тем, как всё это происходит в природе. И, забегая вперёд, скажу, что наш расчёт оказался верным.

В общем, работал сын над этим проетом с энтузиазмом и мы радовались, видя что это занятие ему доставляет удовольствие. И конечно мы, родители, не могли не помогать ему в этой работе. Мама помогала сыну искать в интернете всевозможную справочную информацию о бабочках, в т.ч. иллюстрации. Мне же досталась самая неблагодарная роль — сокращать результаты их трудов, т. е. «резать по живому». :) Сыну хотелось рассказать абсолютно всё, что он узнавал интересного об этих удивительных созданиях. Но этого интересного было так много, а условиями конкурса объём работ был строго ограничен... К тому же девятилетнему ребёнку очень сложно самостоятельно оценить важность той или иной информации… В общем, это было ещё то испытание… :)

Естественно и классный руководитель тоже очень много помогала и подсказывала. Она также помогла сыну провести в классе опрос среди одноклассников, результаты которого также были использованы в одном из разделов работы.

В общем работа была сделана в запланированный срок. Сын со своим классным руководителем ещё немного доработали её, а затем торжественно отправили на конкурс.