Арета Франклин: королева соула

21.12.2017

Одна из величайших вокалисток в истории, звезда ритм-энд-блюза и королева соула, первая женщина, введенная в Зал славы рок-н-ролла. Она спела один из главных гимнов 60-х и вытащила соул из гетто «музыки для чёрных», сделав его по-настоящему популярным. А ещё заставила плакать Барака Обаму.

1. Дочь священника

Происхождение и воспитание Ареты Франклин определили её путь к музыкальной сцене. Она родилась в семье знаменитого проповедника и госпел-певицы, с ранних лет вместе с сестрами пела в церковном хоре и была активно вовлечена в религиозную жизнь и связанную с ней музыкальную культуру. Уже в детстве Арета показала исключительные музыкальные способности и часто выступала в церквях вместе с отцом, подкрепляя его проповедь песней.

Читайте также: Элла Фицджеральд: в джазе только девушки

Отец Ареты регулярно выступал не только в своём приходе, но ездил по стране, собирая проповедями тысячи долларов пожертвований. Его прозвали человеком с «голосом на миллион долларов». Под его руководством Арета и сделала первые шаги на музыкальной сцене. Он же помог дочери заключить первый контракт и выпустить первые синглы.

2. Песни веры

Франклин росла в окружении религиозной музыки, которая была для нее не просто увлечением, но образом жизни. С 10 лет она пела соло и к 14 годам, благодаря регулярным выступлениям в церкви, была уже сложившимся профессионалом. Именно в этом возрасте Арета записала и свой первый альбом – «Песни веры». Пластинка была записана «живьём» – во время одного из церковных концертов певицы.

Но когда Арете исполнилось 18, она призналась отцу, что хотела бы пойти по стопам Сэма Кука и петь более популярную музыку. Франклин хотела, чтобы её песни вышли за пределы церковных стен, чтобы их услышало, как можно больше людей. Отец не стал возражать и помог Арете записать демо в новом стиле, которые заинтересовали Columbia Records – одну из крупнейших звукозаписывающих компаний Америки.

3. Стать поп-звездой

Следующие 6 лет в жизни Франклин прошли под знаком Columbia Records. Певица записала около 10 альбомов, в которых довольно далеко отошла не только от госпела, но и от соула. В основном она работала в рамках джазовых и поп-стандартов, и эта музыка заметно отличается от того, что Франклин начнёт делать в середине 60-х.

Для начинающей 18-летней певицы работа с таким крупным лейблом как Columbia – большая удача. Но впоследствии фанаты и ценители Ареты Франклин как соул-певицы назвали годы, которые она провела на Columbia Records «потерянными». Они считают, что руководство лейбла просто не понимало, что делать с талантом Франклин.

Звук ее ранних пластинок колеблется между джазом, попом и R&B, сливаясь с основным массивом коммерческой музыки того времени. При этом уникальные вокальные данные певицы задействовались явно недостаточно.

Это не значит, что карьера Франклин в этот период была полностью провальной. Её песни время от времени входили в популярные чарты, но до настоящего успеха было ещё очень далеко.

4. Свой голос

Новый этап в творчестве Франклин начался в 1966 году, когда закончился контракт с «Коламбией», и она начала сотрудничать со знаменитым продюсером Джерри Векслером – одним из руководителей звукозаписывающего лейбла «Атлантик».

Векслер делал ставку на ритм-энд-блюз и обожал чёрную музыку. Он сразу понял природу таланта Франклин, и первая же спродюсированная им пластинка сделала Арету звездой. Альбом «I Never Loved a Man the Way I Love You» – настоящий южный соул, записанный в Алабаме и щедро использующий вокальные данные певицы.

Читайте также: «Killing Me Softly»: убиваем нежно и с песней

На этом альбоме Франклин обрела голос, который сделал её знаменитой. Диск несколько недель держался на втором месте в чарте альбомов Billboard, то есть его прослушала буквально вся Америка.

Наибольшего успеха достигли синглы «I Never Loved a Man (The Way I Love You)» и «Respect» – они заняли девятую и первую строчки общенационального чарта. Франклин, у которой к тому моменту было уже 10 альбомов за плечами, родилась заново как певица.

5. Уважения!

Одним из самых громких хитов в творчестве Ареты Франклин стала песня «Respect». Она оставила след не только в карьере певицы, но и в истории Америки.

1967 год – пик борьбы против расовой сегрегации и за гражданские права чернокожих в США. Страна охвачена шествиями, митингами, протестами. Общество восстаёт против неравенства и бессмысленной бойни во Вьетнаме. Стихийные бунты чернокожих вспыхивают в сотнях городах Америки, которую раздирают социальные проблемы и противоречия.

В это время и выходит сингл Франклин «Respect». Песня была написана Отисом Реддингом в 1965 году. Но именно версия Ареты сделала её настоящим хитом. В исполнении Реддинга «Respect» – жалоба уставшего человека, требующего от женщины хотя бы минимального уважения, когда он приходит вечером с работы. За это он готов не замечать её недостатки и приносить домой деньги. Согласно некотором трактовкам «уважение» в данном контексте – это, вообще говоря, про секс.

Франклин перевернула смысл песни, лишь незначительно изменив её слова и по-новому расставив акценты в тексте. Она требует уважения от лица сильной и самостоятельной женщины. В её исполнении смысловой ряд песни расширился. Неслучайно, заметное место в записи занял хор.

Благодаря Франклин «Respect» стала универсальным высказыванием, под которым мог подписаться каждый, ведь уважение к человеку – главное, за что боролись общественные движения Америки 60-х. И в первую очередь, песню взяли на вооружение феминистки.

По сути «Respect» превратилась в гимн феминистского движения. Вместе с такими хитами, как «Blowing In The Wind» Боба Дилана и «A Change Is Gonna Come» Сэма Кука «Respect» стала саундтреком к тем грандиозным социальным переменам, которые переживали Соединённые Штаты в 1960-х.

Вклад Ареты в дело борьбы за гражданские права был оценен ещё в 1968 году, когда она получила специальную награду из рук Мартина Лютера Кинга. Это случилось всего за два месяца до убийства знаменитого проповедника.

6. Леди Соул

После успеха «I Never Loved a Man the Way I Love You» Арета Франклин стала суперзвездой и вскоре получила прозвище «королевы соула». Выпущенный в 1968 году альбом «Lady Soul» только в Соединённых Штатах разошёлся тиражом свыше 1 миллиона экземпляров. Франклин была на вершине. Она выдавала хит за хитом и в течение полутора лет держалась на верхних строчках всех главных хит-парадов.

За 18 месяцев в десятку чарта Billboard вошли десять песен Франклин. Среди них «Respect», «Chain of Fools», «Ain't No Way», «Think», «I Say a Little Prayer» и другие песни. Сегодня всё это – классика соула. В 1968 году Франклин получила и свои первые музыкальные премии – сразу две Грэмми.

Вплоть до конца 70-х Арета Франклин оставалась одной из самых популярных и коммерчески успешных исполнительниц Америки. В конце 70-х популярность пошла на спад, но к тому времени Франклин уже стала легендой, а неформальное звание «королевы соула» ей принадлежит до сих пор. «Я не чувствую тяжести этого титула — королева соула. По крайней мере до тех пор, пока ношу его по праву», – говорит певица.

Как и Сэм Кук, Франклин вывела соул из гетто в массы и на какое-то время сделала этот жанр едва ли не главным в американской музыке. Из специфической «музыки для чёрных» соул стал музыкой для всех. Он превратился в один из стандартов современной популярной музыки и до сих пор оказывает на неё влияние. В соул уходят корни многих исполнителей – Майкла Джексона, Принса, Джорджа Майкла, Ашера, Бейонсе и многих других.

7. Молодая мама

Хотя Франклин росла в религиозной атмосфере и каждое воскресение ходила в церковь, она была совсем не домашним ребенком и очень рано повзрослела. Вероятно, этому способствовала и ранняя смерть матери – Арете не было и 10 лет, когда она умерла, и рано начавшаяся профессиональная карьера.

В 14 лет певица родила своего первого сына. Всего же у Франклин четверо детей. Отцы первых двух сыновей так и остались неизвестными. Их воспитание взяли на себя бабушка Ареты и её сестра, пока она записывала первые песни и строила музыкальную карьеру.

Впоследствии Франклин дважды выходила замуж – за своего менеджера Теда Уайта и за актера Глинна Тёрмена. Оба брака закончились разводом, а отношения с Уайтом были омрачены случаями семейного насилия.

В 2012 году накануне своего 70-летия певица собиралась выйти замуж в третий раз – за своего давнего друга Уильяма Уилкерсона, но через месяц отменила свадьбу, сказав, что они с женихом «поторопились».

8. Легенда

Уже в 70-е Арета Франклин была легендой музыкальной сцены, но она никогда не останавливалась на достигнутом и до сих пор продолжает выступать и записывать новые альбомы. Причём не снижая планку качества.

Всего за карьеру Франклин 112 её песен попадали в чарт Billboard, 77 из них входили в сотню лучших, 17 – занимали верхние строчки в жанре поп и 100 песен добирались до вершин в жанре R&B. Это рекорд – среди исполнительниц Франклин первая по количеству песен, вошедших в чарты.

Она также завоевала 18 премий Грэмми и продала более 75 миллионов копий своих альбомов. В 1987 году Арета Франклин стала первой женщиной, которая была введена в Зал славы рок-н-ролла. Её песни неоднократно входили в число лучших за всю историю популярной музыки. В рейтинге лучших вокалистов всех времен журнала Rolling Stone Арета Франклин занимает первое место.

Читайте также: Yes We Can: великие поступки, совершенные женщинами

Но куда важнее этих регалий, что и после 70 Арета не только думает о замужестве, но и продолжает выступать, даже несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, которые пережила в последние годы. Например, в 2009 году она пела на инаугурации Барака Обамы, давнего поклонника певицы. А в декабре 2015 года спела приветственную песню на церемонии вручения наград Центра Кеннеди, чем буквально взорвала зал (Обама даже заплакал).

Интересно, что в голосе Франклин совсем не чувствуется возраст. Она до сих пор звучит так, словно ей 20.

«Сейчас, в семьдесят, я пою тем же голосом, каким пела в двадцать пять, и здесь нет никакого секрета. Просто я никогда ни на кого не кричала», – объясняет певица.

В начале 2017 года Франклин заявила, что собирается завершить карьеру в ближайшее время. Но перед этим она обещает новый альбом, записанный вместе со Стиви Уандером. Кроме того, певица не исключает появление новых записей и в будущем. «Завершение карьеры» в данном случае значит, что Франклин больше не планирует давать концерты, но продолжит заниматься музыкой. «Я не собираюсь просто сидеть сложа руки. Это никуда бы не годилось», – говорит певица.