100 лет назад и сейчас

В конце 19 века самым популярным общественным транспортом была конка, то есть лошади впрягались в вагоны и тащили их дальше по рельсам.

Заведовало всеми конками города Общество конных железных дорог. Эти люди предвидели, что век конок с повсеместным распространением электричества будет не столь долог, как им бы хотелось. И это общество заключило с петербургской Думой хитрый договор (как уж им это удалось, история умалчивает). По этому договору все перевозки по рельсам в черте города разрешались только вышеупомянутому обществу. То есть фактически они стали монополистами на рельсовые перевозки. По этому договору правительство могло выкупить у них разрешение на рельсовые перевозки, но только через 15 лет, а безвозмездно они переходили городу и вообще только через 40 лет.

Но наука и техника то не стоят на месте. В 1886 году была построена первая петербургская электростанция, вырабатывающая электричество для освещения. И в 1890-х годах люди стали требовать прокладку рельсового транспорта, но работающего на электричестве, то есть трамвая.

А рельсовый транспорт то монополизирован, и никак это соглашение законно не обойти.

Но Финляндское Общество легкого пароходства нашло лазейку в этом соглашении. В нем говорилось только об улицах Петербурга, об акватории Невы там не было ни слова.

И предприимчивые люди взяли и пустили трамвай прямо по Неве! Правда, все же зимой, когда Нева замерзает. Это случилось в 1895 году. Всего было 3 маршрута – от Дворцовой набережной, от Сенатской площади и от Суворовской площади на другой берег.

На льду Невы укладывались рельсы, столбы с проводами вмерзали в лед - и вперед! Перевозки шли с конца января по конец марта. Никаких несчастных случаев, а перевезено было около 900 тысяч пассажиров за сезон.

Трамвай льду Невы от Сенатской площади до Васильевского острова (фото 1896-1900 гг.):

https://pastvu.com/p/121930
https://pastvu.com/p/121930

Современный вид с того же места:

Глядя на бурные воды Невы, не верится, что лед зимой был настолько толстым, чтобы выдерживать такие махины, как трамваи, а выходит, что выдерживал!

Вплоть до 1910 года можно было покататься на этом трамвае. В ходе судебного процесса договор с монополистами конки правительство расторгло. И в 1907 году в Петербурге был запущен обычный трамвай, но уже не по льду, а по земле.

Понравилась статья - подписывайтесь на мой канал, каждый день выкладываю интересные статьи о Петербурге!