Адаптация пятиклассников через игру

23 October

Первый модуль всегда самый волнительный для пятиклассников. Еще весной они чувствовали себя “старшими” в начальной школе, а 1 сентября снова стали самыми маленькими. Новый коллектив, учителя и даже кабинеты. Комфортно пройти этот период помогает грамотно выстроенная программа адаптации в школе. А если она еще и на основе геймификации! О такой мы и расскажем.

Адаптация пятиклассников через игру

“Наша программа адаптации для учеников 5 классов разрабатывалась совместно с коллегами из начальной школы, — объясняет Елена Юрьевна Васюкова, заместитель директора Павловской гимназии в основной и старшей школах. — Мы устраивали “внутренние командировки” и оценивали, что меняется в учебном процессе и во внеурочной деятельности, к чему ребята могут оказаться не готовы”.

Знакомство с основной школой гимназисты начинают уже в 4 классе, когда приходят в гости на итоговую линейку 4 модуля. Там их впервые представляют ученическому сообществу. Потом, в мае, участвуют в круглом столе с пятиклассниками и получают ответы на свои вопросы непосредственно от учеников. А в июне традиционно проходит «Один день в основной школе». В этот день выпускники начальной школы знакомятся с новыми предметами, которые будут изучать в 5 классе: это так называемые пропедевтические уроки. И ведут их уже преподаватели основной школы.

Завершает программу преемственности квест “Ключик от классной комнаты”, который проходит в конце года. Так, ребята знакомятся с основной школой ещё задолго до 1 сентября 5 класса. И как показывает практика, лето у будущих пятиклассников проходит в приятном ожидании встречи с новыми педагогами в стенах нового подразделения.

“Одна из главных педагогических задач учителей, которые работают с 5 классами, — помочь ребятам не теряться в новом. А нового много: педагоги, предметы, кабинеты, ученическое сообщество, — добавляет Елена Юрьевна. — Поэтому в течение первого модуля с гимназистами всегда рядом их классные руководители. Ну а чтобы они смогли быстрее разобраться в новых предметах и найти контакт с учителями, педагоги-предметники во время самоподготовки оказывают консультационную помощь”.

“В период адаптации детям важно чувствовать поддержку учителей, психологов и родителей. Поэтому мы, классные руководители, проводим с ребятами весь день: играем, ходим на уроки, первое время помогаем сориентироваться в расписании и школьных кабинетах, — говорит Ольга Константиновна Игнатьева, классный руководить. — Педагоги-психологи тоже всегда рядом и готовы помочь: они с ребятами на переменах и прогулках, в игре и общении помогают справиться с тревожными моментами. Мы проводили несколько Zoom-встреч с родителями, где договаривались о том, что сейчас важно окружить детей заботой и пониманием, спокойно реагировать на их эмоциональные всплески и возможное снижение успеваемости, и стараться переводить разговоры о том, как прошел день, в позитивное русло. И видим, что эти консультации дали свои плоды, спасибо огромное родителям”.

Слева направо: классные руководители 5 классов Ольга Михайловна Переверзенцева, Константин Евгеньевич Зубков, Ольга Константиновна Игнатьева
Слева направо: классные руководители 5 классов Ольга Михайловна Переверзенцева, Константин Евгеньевич Зубков, Ольга Константиновна Игнатьева

“Еще одной важной задачей для нас является сплочение коллектива, причем мы работаем сразу на всю параллель, — добавляет классный руководитель Константин Евгеньевич Зубков. — В этом году запустили большую игру “Пятый элемент”, которая учит их самостоятельно справляться с возникающими трудностями, следить за распорядком дня, планировать свое время и поддерживать друг друга”.

“Весь первый модуль пятиклассники получали “кристаллы” за выполнение заданий каждого “элемента”, — рассказывает классный руководитель Ольга Михайловна Переверзенцева. — Первый элемент “Порядок” — это про аккуратность и чистоту в их локерсах, личную ответственность за соблюдение правил поддержания порядка в раздевалках . Второй, “Дисциплина”, напомнил о правилах и традициях гимназии. Третьим был “Спорт”, где ученики получали награды за спортивные успехи, а четвертый, конечно, “Учеба”. Да, все хорошие оценки шли в зачет. И вот в конце модуля они открыли пятый элемент — “Дружбу”. Она в итоге и победила. Но первый модуль был лишь стартовым, до конца года ребята продолжат соревноваться, и в конце класс-победитель получит ценный подарок, который пока мы держим в секрете”.

“Геймификация уже давно отлично зарекомендовала себя как инструмент повышения мотивации у школьников, а тут нам удалось сделать даже больше. Мы встроили в нее элементы программы адаптации, которые помогли пятиклассникам быстрее влиться в команду основной школы. Более того, мы сумели не увести соревновательный момент в поле разрушающей конкуренции. Например, на спортивных мероприятиях, когда две команды соревнуются, третья подбадривает игроков и даже придумывает кричалки в поддержку. Это очень показательно! Очевидно, программа работает правильно”, — подытожил Константин Евгеньевич Зубков.