Это другой детский сад

17 July

Дети отказываются уходить из садика, сами устанавливают правила и играют. Много играют. И воспитатели согласны. Так бывает? Заведующая детским садом Павловской гимназии Лариса Воробьева уверяет: “Да”. Попытались разобраться, что к чему, и что особенного есть именно здесь.

Это другой детский сад

– Что отличает детский сад Павловской гимназии от других садов? За что его так любят дети?

Мне трудно сказать, за что дети любят наш детский сад. Но я точно знаю, почему им здесь хорошо – они могут быть детьми, делать то, что интересно им самим, а не взрослым. Мой опыт показывает, что заставить ребенка бежать в детский сад невозможно, а наши воспитанники ждут, когда закончится выходной, и они снова увидятся с друзьями и воспитателями, ждут, что же интересного им готовит новая неделя.

Мы ни с кем не конкурируем, напротив, – стараемся сотрудничать с теми, кто слышит детей, вызывает восторг и удивление у каждого ребенка.

За прошедшие 2-3 года детский сад сильно изменился? Какие ориентиры на ближайшие несколько лет?

Да, наш сад меняется. Но это не происходит в один день и даже год. Мы постепенно, шаг за шагом создаем пространство возможностей, в котором ребенок может свободно выбирать и самовыражаться. В этой трансформации участвуют все педагоги и воспитатели. Поэтому можно сказать, что мы создаем детский сад, где растут и развиваются не только дети, но и взрослые.

Это другой детский сад

В садике есть проектная деятельность?

Детские проекты? Да. Но это не предложенная педагогом тема, а обычный вопрос ребенка. Детям необходимо дать возможность исследовать все, что находится вокруг, создать условия, которые дадут возможность все пробовать и проверять самостоятельно. В этом случае будет интересно не только детям, но и педагогам.

Например: У детей всегда есть вопросы, на которые они сами не могут найти ответы. Тогда воспитатель записывает их на большой лист бумаги, который находится на видном месте, а потом ребята вместе с воспитателями ищут ответы. Вот вопросы из последних: Из чего состоят люди? Почему у ящериц вырастает новый хвост? Существуют ли пираты Карибского моря? И как же выглядят витамины в еде? Какие-то вопросы перерастают в мини-проекты. Такая деятельность развивает самостоятельность у детей и дает им больше времени для свободной игры. Ну не бывает детства без игр! Вот из-за этого, кстати, некоторые даже отказываются уходить домой: хочется еще побыть с друзьями, поделиться своими идеями или просто поиграть в любимом уголке. И мы всячески это поддерживаем.

Родители поддерживают изменения, которые произошли в детском саду?

Да. Разумеется, мы разъясняли свою позицию, много говорили с родителями на общих встречах и индивидуально. Родители у нас прогрессивные, сами предлагают много идей для развития детей. Так что теперь мы вместе движемся дальше.

Это другой детский сад

Можете чуть подробнее рассказать, что вы делаете, чтобы воспитывать самостоятельность? Как в этом случае строятся отношения воспитателей и детей?

Если ребёнок зашёл в тупик, педагог не предлагает готовых решений, не бежит сразу на помощь со своими идеями. Мы с коллегами договариваемся не мешать детям, даем возможность найти решение самостоятельно. Если видим, что нужна помощь, – включаемся. И здесь самое главное – при помощи вопросов помочь ребенку найти ответ самому и отнестись к нему с уважением. Помимо этого, наши дети всегда могут выразить свое мнение и повлиять на то, что происходит в группе. В каждой группе есть свои правила. Педагоги предлагают свои варианты, а дети могут согласиться или нет. Ребята очень строго следят за соблюдением правил, потому что они “детские”, потому что сформулированы на понятном для них языке.

Вы сказали, что педагоги не предлагают готовых решений. Но ведь это, наверное, сложно – оставаться в стороне и не бежать сразу на помощь?

Это вызов для взрослого человека, приняв который он растет как профессионал.

А дети помогают друг другу?

Старшие дети помогают малышам, которым трудно, и возможно пока страшно в новом детском мире. У нас есть два любимых формата: “Сами с усами” и “Ходилки-бродилки”, они чередуются неделя через неделю. “Сами с усами” это тот день, когда дети самостоятельно посещают разные мастер-классы, участвуют в спортивных играх. Это так называемые “станции”, которые готовят воспитатели. Ребята сами выбирают, куда пойдут сначала, куда потом, а куда и вовсе в этот раз не заглянут. “Ходилки-бродилки”, в свою очередь, вообще не подразумевают участия воспитателей. Дети сами ходят в гости друг к другу в группы, играют, общаются, заводят новые знакомства. Старшие помогают младшим. Это день, когда весь детский сад играет вместе, причем все активности ребята придумывают самостоятельно. Этот формат отлично развивает у детей навыки коммуникации и помогает социализации.

Это другой детский сад

А какие занятия входят в сетку обязательных занятий?

Риторика, развитие речи и обучение грамоте, знакомство с окружающим миром, математика, познавательно-исследовательская деятельность, рисование, лепка, аппликация, музыка, физкультура и плавание, английский язык. Но у нас также много различных творческих кружков и спортивных секций.

Какое, на ваш взгляд, оптимальное количество студий дополнительного образования для ребенка?

Одному ребенку достаточно двух часов, другому мало и шести. Главное, чтобы эти занятия нравились ребенку, а не родителям. Чтобы он бежал на занятия с горящими глазами и огромным желанием. Родителям мы всегда рекомендуем доверять дочке или сыну, слушать педагогов и оценивать силы малышей. Только тогда дети будут заниматься с удовольствием и получать удовлетворение от результата

Детский сад работает в связке с начальной школой Павловской гимназии? У вас выстроена преемственность?

Вся образовательная модель гимназии выстроена на преемственности ступеней, и отдавая ребенка в Павловскую гимназию, родители могут быть уверены, что он пойдет по выстроенной траектории.

Это другой детский сад

В чем заключается подготовка детей к школе? С каким набором знаний и умений выходит ребенок из детского сада Павловской гимназии?

Родителей, в первую очередь, интересуют навыки чтения, письма и математики. Но мы работаем в тесной связке с педагогами начальной школы и понимаем, что они ждут от наших детей совсем другого. Для нас важнейшим показателем готовности к школе является психофизиологическая готовность. Насколько ребенок может ребенок слушать педагога и детей. Насколько комфортно он чувствует себя в коллективе. Подготовлен ли он к совместной со сверстниками работе. Умеет ли взаимодействовать и помогать другому в трудный момент, сам обращаться за помощью? Также мы учим отстаивать свою правоту, если она соответствует правилам поведения. В садике важнее сформировать желание учиться, интерес к знаниям, радость от узнавания нового. Но читать, писать и считать большинство наших выпускников тоже умеют - в какой-то момент им становится важно прочитать что-то, написать, и тогда мы просто поддерживаем это желание.

У вас такая насыщенная жизнь. Как новеньким ребятам быстро адаптироваться и ко всему привыкнуть? Как проходит процесс адаптации?

Мы подходим к каждому индивидуально. Первые две недели даем ребенку возможность привыкнуть к новой для него обстановке и правилам. Но при этом подогреваем его интерес и любопытство. Несколько дней малыш приходит буквально на пару часов, потом остается на обед и может посмотреть, как остальные ребята уходят на тихий час, но ему не разрешают пока остаться. Вместе с новыми малышами обсуждаем какое-то событие предыдущего вечера. В этом момент им хочется оказаться рядом с детьми и после сна. Вот так постепенно ребенок адаптируется к условиям детского сада

Бывают ситуации, когда помощь нужна маме, а не ребенку. Малыш уже остается в группе, а мама не может его отпустить. В этом случае мы даем советы, как правильно поступить. Мы даем возможность находится рядом с ребенком около 2 недель, если в этом есть необходимость. Ведь для мамы главное чтобы ребенок чувствовал себя в саду комфортно и не скучал, когда близких людей нет рядом.

Ваш совет, на что родителям нужно обращать внимание при выборе частного детского сада? Какие не очевидные на первый взгляд моменты надо учесть?

К нам нередко приходят родители и поражаются инфраструктуре. Но не так важно, есть ли в саду собственное футбольное поле или бассейн олимпийского стандарта, важно то, сколько дети играют в детском саду, в какой форме проходят занятия и кто эти занятия ведет. Мой совет - прогуляйтесь по детскому саду, поговорите с детьми и педагогами, только никогда не задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». И смотрите по сторонам: чем больше детских идей в детском саду, тем комфортнее будет ребенку. Смотрите везде: на стенах, потолке и на полу – везде должен быть след детской деятельности. Тогда садик живет!