Как нас обманывают книжные магазины и издательства

22 August 2019
Книга с желтыми страницами — некачественная, хотя стоит так же, как и книга с белой бумагой.
Книга с желтыми страницами — некачественная, хотя стоит так же, как и книга с белой бумагой.

Создать книгу — большая и затратная работа. Нечего и удивляться столь смелому ценнику. Только представьте: краска, бумага, иллюстрации, обложка, фасовка, процент автору, процент издательству, книжному магазину и т. д. Однако издатели нашли лазейку для экономии средств (не наших, конечно). Обидно, даже самые крутые издательства иногда не очень внимательны к качеству своей продукции.

Хлипкий переплёт

Пример очень плохого переплёта
Пример очень плохого переплёта

Я привыкла, что, например, издательство «АСТ: Corpus» выпускает книги со сложными иллюстрациями, щедрыми отступами и большим шрифтом, а самое главное, с прочным переплетом. Книгу приятно держать в руках. Но спустя год у того же самого издательства за ту же самую цену книги уже печатаются на газетной бумаге и с весьма хлипким переплетом. Открываю её, а корешок трещит и будто бы пузырится.

А ведь я по привычке заказала книгу этого издания в интернет-магазине. В итоге, качество другой книги такого же издания совершенно не то, но ценник такой же. Издательство сэкономило, мне же не повезло.

Обе книги Умберто Эко издательства  «АСТ: Corpus». У верхней плохая уже желтая бумага, хотя книга 2017 года. Нижняя книга с белой бумагой лучшего качества на 2 года старше, 2015 года выпуска. Обращайте внимание на цвет бумаги!
Обе книги Умберто Эко издательства «АСТ: Corpus». У верхней плохая уже желтая бумага, хотя книга 2017 года. Нижняя книга с белой бумагой лучшего качества на 2 года старше, 2015 года выпуска. Обращайте внимание на цвет бумаги!

Бич многих типографий – дешевая бумага

Вы видели её: желтая и шершавая. Такая бумага через 2-3 года приобретает почти коричневый цвет. Конечно, никто не утверждает, что белизна бумаги – признак качества. Часто от ослепительно белых листов начинают болеть глаза. Всё зависит от материала. Самая приятная бумага для чтения с едва заметным тоном, слегка желтым или серым. Есть ещё теории соответствия шрифта и цвета бумаги, то есть типография должна выбирать шрифт исходя из материала листов.

Лучше бумагой считается – хлопковая. Она не желтеет со временем и остается приятной на ощупь (немного рыхлая). Но такая бумага очень дорогая, ценник книги вырастет в разы.

Соблюдает пропорцию цены и качества мелованная дизайнерская бумага. Она тоже желтеет, но мы этого не увидим, потому что её окрасили в белый, но при этом она плотнее и качественнее. Третий вид бумаги – самой дешевой – газетная. Вот она быстро портится и желтеет/сереет.

Любой целлюлозный лист вступает в реакцию с воздухом. Торец его имеет «поры» и окисляется. Вы замечали наверняка, что желтизна начинается с уголков.

В прежние времена, когда не было таких удобных станков, и техника печати была очень сложной, к книгам относились серьезнее. Поэтому торец листов покрывали либо золотой поталью, либо «золотили» фольгой. Это делалось именно для того, чтобы бумага не окислялась, то есть страницы не желтели. Сейчас «золотить» книгу – дорогое удовольствие.

Еще один пример очень плохого переплёта
Еще один пример очень плохого переплёта

Как выбирать книги

Примером совпадения цены и качества можно считать издание «Азбука-бестселлер». У них часто оригинальное оформление книги, хорошо прошитый переплет, бумага обладает чуть желтоватым тоном. Вполне удачные книги у издательства «Zebra E», у московского издательства «ВЕЧЕ». Часто неудавшимися бывают книги у «АСТ: Астрель» – с ними стоит быть внимательным. У всех перечисленных изданий «крашенная» дизайнерская бумага, вполне приличная.

Выбирайте всегда книги с белой бумагой, чем плотнее лист, тем лучше
Выбирайте всегда книги с белой бумагой, чем плотнее лист, тем лучше

Итак, чтобы не потратить время и деньги зря, будьте внимательны к переплету — книга должна открываться легко (не слишком) и без «вздутия» корешка. Проверяйте страницы — если хотите книгу в свою библиотеку, избегайте газетной бумаги, её не хватит на долгие чтения.

Автор: Любовь Н., печатник мастерской высокой печати «Степная сорока»