«Русалка на ветвях сидит...» — почему Пушкин посадил её на дерево? Ответ

23 November 2020
128k full reads
2,5 min.
185k story viewsUnique page visitors
128k read the story to the endThat's 69% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Почему Александр Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» посадил русалку на дерево?

Вообще у славянских русалок первоначально не было рыбьего хвоста. Разобраться с этой темой помогут исследователи русского фольклора: В. И. Даль, С. В. Максимов, Д. К. Зеленин.

Художник: И. Крамской. Русалки. 1871
Художник: И. Крамской. Русалки. 1871
Художник: И. Крамской. Русалки. 1871

Как только ни называли славяне русалок — чертовки, шуточки, водявы, берегини, лоскотухи, навки. Русалки находились в одном ряду с водяным, лешием, кикиморой. По представлениям славян, русалки умели перевоплощаться в белок, крыс, лягушек, рыб, сорок.

Восточные славяне часто связывали русалок с утопленницами. Считалось, что это молодые девушки или некрещенные дети, которые не дожили свой срок. Вот они превратились в духов, чтобы закончить свой путь. Русалки чувствовали обиду за такую участь, поэтому самые неспокойные из них нападали на неповинных людей.

Дмитрий Зеленин в работе «Восточнославянская этнография» указывает, что слово «русалка» западного происхождения (от лат. rosalia — праздник роз и греч. ronsalia — праздник, игры). Правда, есть ещё мнения, что слово «русалка» произошло от цвета волос «русый» или от русла реки.

Художник: В. Котарбинский. Водяная нимфа. 1900
Художник: В. Котарбинский. Водяная нимфа. 1900
Художник: В. Котарбинский. Водяная нимфа. 1900

У славян словом «русалия» называли языческий праздник весны, позже с приходом христианства — неделю перед Троицей. Так как на Руси долгое время было двоеверие, перед Троицей проходила Русальная неделя. Вот тут и разгадка пушкинской русалки!

Славянские русалки до Троицына дня обитали в водах, а во время Русальной недели отправлялись веселиться, наслаждаться цветением в леса, где жили до осени.

Русалки выбирали самую развесистую иву или дуб, раскачивались на ветвях, пели, аукали, звали прохожих.

«Ходите к нам на рели (качели) качаться».

Похоже на пушкинскую русалку, которая «сидела на ветвях» зелёного дуба?

Из работы Максимова «Нечистая сила»: для защиты от русалок славяне использовали ладан или полынь-траву. Если встречали русалку, на её вопрос: «Что у тебя в руках: полынь или петрушка?», отвечали: «Полынь». Русалка вскрикивала: «Прячься под тын!» — и пробегала мимо, нужно было успеть бросить траву ей в глаза. А если человек отвечал: «Петрушка!», русалка мило говорила: «Ах ты, моя душка!» — и нападала на человека.

Всё это мы говорили о русалках, которые похожи на обычных живых девушек, без хвостов.

Художник: К.  Маковский. Русалки. 1879
Художник: К.  Маковский. Русалки. 1879
Художник: К.  Маковский. Русалки. 1879

С рыбьими хвостами русалки тоже были. О них есть в книге Зеленина «Очерки русской мифологии».

Кое-где в Малороссии знают еще особых морских русалок с рыбьим хвостом вместо ног. Эти русалки носят особые имена: фаляроны и мемозины.

Фаляроны (или фараонки) — это полулюди-полурыбы. У них есть даже история. По легенде, это утонувшее в XVI веке войско египтян, которое преследовало евреев. Но почему большинство среди них девы, это вопрос. Наверное, потому что славяне издавна соотносили русалок с образом женщин.

Фараонок называли мемозинами в Подольской губернии. По мнению Зеленина, фаляроны и мемозины — это поздний и книжный образ русалок. Первоначально славянские русалки всё-таки были без хвостов.

Деталь деревянной резьбы c изображением фараонки
Деталь деревянной резьбы c изображением фараонки
Деталь деревянной резьбы c изображением фараонки

Окончательный современный образ русалочки сложился благодаря сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка». Поэтому и пушкинскую русалочку представляют хвостатой и не могут понять, как это она сидит на дереве.

Иллюстрация из диафильма, художник: В. Кутлинский, 1938
Иллюстрация из диафильма, художник: В. Кутлинский, 1938
Иллюстрация из диафильма, художник: В. Кутлинский, 1938