Что такое «пещера Платона»?

Седьмая книга платоновского «Государства» содержит одну из самых знаменитых аллегорий — «Миф о пещере». Аллегория представляет собой диалог между братом Платона Главконом и учителем Сократом.

Аллегория «миф о пещере» — Jan Saenredam и Cornelis van Haarlem, 1604 г.
Аллегория «миф о пещере» — Jan Saenredam и Cornelis van Haarlem, 1604 г.

Последний рассказывает, что произошло в вымышленной пещере. С самого рождения там спиной к свету находятся несколько человек. Они прикованы, поэтому видят только то, что перед ними — стену пещеры.

Plato’s Cave — Lalita Hamill (lalitahamill.com)
Plato’s Cave — Lalita Hamill (lalitahamill.com)

Позади дорога, перед которой расположена еще одна стена. Вдоль нее ходят беседующие или безмолвные люди. Их руки подняты вверх. Они заняты разными предметами, чьи тени падают на стену пещеры. Это единственное, что видят узники.

Далее Сократ размышляет, что произойдет, когда один из пленников освободится, повернется к свету и увидит не много темных отражений, а предметы:

  • Примет, что перед ним что-то настоящее, а видимое ранее — лишь проекция его формы.
  • Поверит тем, кто будет убеждать его в этом.
  • Привыкнет к яркому свету и не захочет возвращаться обратно.

Кто должен управлять народом?

Пещера в аллегории Платона — то, как люди воспринимают мир. Они познают через органы чувств и судят о сути вещей по их тени, поэтому не видят истину. Каждый противится новому знанию, так как желает пребывать в счастливом неведении. Матрица, однако!

Чтобы понять и принять действительность, нужно открыть разум, размышлять и задавать вопросы. По мнению Платона, на это способны лишь философы.

Иллюстрация: Markus Maurer, 1996
Иллюстрация: Markus Maurer, 1996

Его работы (в том числе большая часть «Государства») критикуют афинскую демократию. Мыслитель верил, что обществом не должны управлять простые люди. Ведь они не могут понять суть вещей и принимать правильные решения. Во главе его идеального государства были бы только философы.

Платоновскую аллегорию можно рассматривать с разных точек зрения. Она наводит на размышления о происхождении знаний, проблеме представлений и природе реальности.