🎓Философы — Марк Туллий Цицерон

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 г.) по сей день остается архетипом римского оратора республиканского периода. Адвокат, философ, деятельный человек, активно занимавшийся общественной жизнью. Он был выходцем из семьи Арпинов, принадлежащей к всадническому сословию. Должный лишь самому себе и своему ораторскому искусству, Цицерон первым из семьи стал консулом в 63 г.

Цицерон прославился, раскрыв заговор Катилины. Его главные противники по политической борьбе — Цезарь и Клодий — спровоцировали его изгнание в 58 году, от которого он долго не мог оправиться. Во время гражданской войны, после долгих колебаний, о чем свидетельствует его переписка, он, наконец, примкнул к Помпею. После смерти Цезаря выступал на стороне Октавиана против Марка Антония, но после создания второго союза его имя одним из первых занесли в проскрипционные списки. Он был убит, спасаясь бегством.

Цицерон произносит речь против Катилин
Цицерон произносит речь против Катилин

Если политическая идеология, развивавшаяся в Риме со II века, находилась под непосредственным влиянием греческой философии, то Цицерон стал основателем собственно римской политической философии. Будучи оратором, он чувствовал необходимость придать политической деятельности философскую основу и одновременно вести чисто теоретические исследования. В силу нерешительности своего характера, помешавшей ему сделать правильный выбор (он последовал за Помпеем, когда Цезарь одержал в 48 году победу), Цицерону не удалось сыграть на политической сцене своей главной роли. Обладая пытливым и любознательным умом, он прославился благодаря прекрасному владению латинским языком, ясному стилю изложения (о чем свидетельствуют многие речи, произнесенные им на судебных заседаниях) и обширным знаниям, в частности, в области греческой философии.

Марк Туллий Цицерон произносит речь
Марк Туллий Цицерон произносит речь

Убежденный, что будущее любого человеческого общества зависит не от воли случая, а является проявлением божественного промысла, он воспринимал господство Рима над всем миром как нечто само собой безусловное, хотя и полагал, что римляне обязаны уважать покоренные народы и помогать им. Опираясь на такие взгляды, он разработал философию исторических процессов. Его речи («Катилинарии»), труды по риторике («Брут»), философии («О природе богов»), трактаты о нравственности («Обязанности») и отчасти поэтические сочинения составляют огромное наследие, которое вплоть до наших дней оказывает большое влияние на всех мыслителей, включая христианских проповедников особенно ценивших его произведения «О дружбе» или «О старости» и философов-рационалистов XVIII столетия.