Как застенчивость богини навлекла беду на несчастного музыканта

669 прочитали
Повествуем о культуре и искусстве, мифологии и фольклоре, выражениях и терминах. Наши читатели постоянно обогащают словарный запас, узнают интересные факты и погружаются в океан вдохновения. Добро пожаловать и здравствуй!

Дорогой читатель, недавно мы рассказали миф о происхождении многоствольной флейты, именуемой сирингой. Той самой, которую можно обнаружить в руках Пана (рим. Фавна), бога скотоводства и дикой природы.

Весенний вечер — Арнольд Бёклин (1827–1901) // Museum of Fine Arts, Budapest
Весенний вечер — Арнольд Бёклин (1827–1901) // Museum of Fine Arts, Budapest

Происхождение многих вещей и явлений описывается любопытными историями. Всегда интересно вспомнить такие мифы! Сегодня мы продолжим музыкальную тему и поведаем легенду о создании авлоса, духового инструмента, популярного в античном мире.

Двойной авлос. Картина: Шарль-Амабль Ленуар (1860–1926)
Двойной авлос. Картина: Шарль-Амабль Ленуар (1860–1926)

Высмеянная Афина и несчастный музыкант

Знаете, так бывает, занимаешься свои каким-нибудь делом. Процесс доставляет удовольствие всем: себе и окружающим. Вот только находятся те, что начинают высмеивать происходящее.

«Прочь, срам для тел: не в добычу я твоей скверне!..».-3

Однажды с такой неловкой ситуацией столкнулась Афина. Богиня изобрела авлос и принялась играть на нём. Мелодии выходили отличные, но во время исполнения щёки надувались от усилий. К сожалению, другие богини стали смеяться над внешним видом музыкантки.

«Прочь, срам для тел: не в добычу я твоей скверне!..».-4

Да и сама создательница инструмента разочаровалось в нём, увидав своё отражение. «Прочь, срам для тел: не в добычу я твоей скверне!..» — с такими словами Афина выбросила авлос, не желая искажать черты своего божественного лика. Попутно наложила проклятие на музыкальный инструмент.

Марсий — Элиху Веддер (1836–1923)
Марсий — Элиху Веддер (1836–1923)

Чуточку позднее выброшенный авлос подобрал сатир-пастух Марсий, проходивший мимо. Лишь стоило ему поднести инструмент к губам, как тот стал вновь издавать чарующие мелодии. Волшебные, но проклятые звуки.

Аполлон и Марсий — Hans Thoma (1839–1924)
Аполлон и Марсий — Hans Thoma (1839–1924)

Бес попутал Марсия, пастух решил вызвать самого Аполлона (покровителя искусств) на музыкальный поединок. Увы! Исход такого соревнования, можно сказать, был предрешён. Марсий проиграл.

Аполлон и Марсий — Хосе де Рибера (1591–1652)
Аполлон и Марсий — Хосе де Рибера (1591–1652)

Поговаривают, Аполлон мог одновременно петь и играть на кифаре, а также переворачивать свой инструмент, не меняя звучания. Марсий же с авлосом на такое не был способен. К сожалению, Аполлон безжалостно умертвил проигравшего и таким образом сбылось проклятие Афины.

Подготовил Виталий Котобород. Исп. и рек. лит./ист.: Меланиппид // Мифы. Гигин. Дорогой читатель, если было интересно, то рекомендуем поставить палец вверх и благодаря этому не пропускать новых материалов. Ещё мы публикуемся в Telegram (@antike) и во ВКонтакте. Спасибо за внимание!