По-женски прекрасная, но трагическая жизнь философа

22.10.2017

Философия, как правило, считается наукой, которой занимаются представители сильного пола, имеющие возможность бороться, доказывая свою точку зрения, открывая новые аспекты устройства мира и общества. Свою достойную, по-женски прекрасную и трагическую нишу, занимает в истории человечества философ и ученый Гипатия Александрийская, жившая на рубеже третьего-четвертого столетий. Ее образцовая жизнь, философская мудрость, мученическая смерть в очень сложный период религиозных распрей, поражают воображение спустя тысячелетия.

«Гипатия», в театре Хаймаркет, январь 1893 года
«Гипатия», в театре Хаймаркет, январь 1893 года

Отец Гипатии — Теон был хранителем редких книг в знаменитой Александрийской библиотеке. Получив превосходное образование, девушка предпочла науку традиционным семейным узам. Отец принял выбор дочери, он безумно ее боготворил. Между ними все время сохранялись трепетные отношения. Теон разделял любовь Гипатии к философии, математике, астрономии. Они вместе трудились над сложнейшими переводами нетленных рукописей. Из-за ветхого состояния многих уникальных экземпляров, отец и дочь не только изучали и тщательно переписывали трактаты великих ученых Евклида, Диофанта, Птоломея, но и делали к ним авторские комментарии, претендующие на совершенные научные издания.

Гипатия преподавала философские науки всем желающим. Прекрасно владея искусством красноречия, обладая редкой моральной чистотой и красотой, женщина-ученый имела множество учеников и последователей. Слава о ней расходилась далеко за пределы Александрии. Она являлась разработчиком многих устройств и моделей: дистиллятора, ареометра, планисферы, астролябии. В своих философских взглядах египтянка ревностно придерживалась направления неоплатонизма. Будучи достойным продолжателем идей греческих корифеев древности Аристотеля и Платона, она отстаивала существование последовательности в трактовке основных ипостасей неоплатонизма, давала высочайшую оценку гражданской добродетели.

Среди ее известных учеников был и префект города по имени Орест, как позже оказалось, тоже принявший крещение. Префект часто обращался к Гипатии за советом по разрешению государственных дел. Период его правления характеризовался враждой воинствующих египетских христиан-парабаланов с греками и иудеями. Невежественные люди уничтожали все на своем пути. Во время смуты сильно пострадала Александрийская библиотека, варвары подожгли ее. Гипатия и ее отец с преданными учениками героически спасали рукописи.

Противостоял официальному правителю города христианский епископ Кирилл, позже канонизированный, как святой. Учитель философии оказалась втянутой в их политическую игру. Используя религию, как способ вовлечения огромных масс в борьбу за власть, Орест и Кирилл не гнушались недостойными методами: клевета, травля, убийства. Гипатия выступала за свободу вероисповедания и слова. В марте, на четвертый год епископства Кирилла, во время поста, дикари изловили женщину, ей тогда было около шестидесяти лет, разорвали тело на куски, а потом сожгли.

«Смерть философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся ученых, от античности до девятнадцатого века», 1866 Луис Фигуер.
«Смерть философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся ученых, от античности до девятнадцатого века», 1866 Луис Фигуер.

До сих пор историками и религиозными деятелями оспаривается причастность епископа Кирилла к совершенному зверскому убийству. Неизвестна и дальнейшая судьба префекта Ореста.

В честь Гипатии астрономы назвали кратер на Луне и космический астероид ее именем. Многие писатели, художники, кинематографисты не раз обращались к образу сильной и умной женщины. Синезий Киренский назвал ее "гениальным философским учителем". Гипатия стала символом мужества для людей последующих поколений, в том числе и христиан, провозгласившей доминанту истинного разума над темнотой религиозных догм.