Уморительный случай из жизни Аполлона и Пушкина

2,1k full reads
2,8k story viewsUnique page visitors
2,1k read the story to the endThat's 75% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Дорогой читатель, здравствуй! Однажды мы рассказали тебе о взаимосвязи оды «Вольность» А. С. Пушкина, Афродиты и актрисы из «фильмов не для всех категорий граждан».

«Венера Вертикордия» (фрагмент) — Данте Габриэль Россетти, 1864 г. // Галерея и музей Рассел-Коутс, Борнмут
«Венера Вертикордия» (фрагмент) — Данте Габриэль Россетти, 1864 г. // Галерея и музей Рассел-Коутс, Борнмут
«Венера Вертикордия» (фрагмент) — Данте Габриэль Россетти, 1864 г. // Галерея и музей Рассел-Коутс, Борнмут

После чего поведали о причинах «хождения золотого Веспера в небесном поле» из неопубликованного при жизни отрывка стихотворения всё того же Александра Сергеевича.

Геспер — Рафаэль Менгс, ок. 1765 г. // Дворец Монклоа, Мадрид
Геспер — Рафаэль Менгс, ок. 1765 г. // Дворец Монклоа, Мадрид
Геспер — Рафаэль Менгс, ок. 1765 г. // Дворец Монклоа, Мадрид

Первый материал стал очень популярным, второй чуть ни канул в Лету. С обеими заметками рекомендуем всем новоприбывшим или пропустившим ознакомиться по ссылкам, которые традиционно находятся в конце сегодняшней статьи.

Портрет А. С. Пушкина — О. А. Кипренский, 1827 г. // Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет А. С. Пушкина — О. А. Кипренский, 1827 г. // Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет А. С. Пушкина — О. А. Кипренский, 1827 г. // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Две вышеперечисленные темы являются началом рубрики, посвящённой отсылкам и упоминаниям мифологических персонажей в творчестве великих поэтов. И в этот раз мы вновь обращаемся к творчеству Александра Сергеевича, но сначала поведаем тебе древнегреческий миф.

Уморительный случай из жизни Аполлона и Пушкина

Согласно одной из легенд, жил некогда страшный и ужасный змей Пифон, сын Геры или Геи. Обитал он в окрестностях горы Парнас и занимался там оракульской деятельностью — предсказаниями. Однажды Гера (или Гея) приказала Пифону атаковать Лето, матерь Аполлона и Артемиды. Змеюка не задумываясь принялась за это дело.

Аполлон, одержавший победу над Пифоном — Пьетро Бенвенути, ок. 1813 г.
Аполлон, одержавший победу над Пифоном — Пьетро Бенвенути, ок. 1813 г.
Аполлон, одержавший победу над Пифоном — Пьетро Бенвенути, ок. 1813 г.

Аполлон подрос и поставил перед собой задачу отомстить за нападки Пифона. Справился он с ней «на ура». Сотней стрел поверг змея, а землю и обязанности оракула присвоил себе. Этот сюжет изображает знаменитая римская статуя Аполлон Бельведерский, как гласит одна из версий.

Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара, ок. 330—320 до н. э. // Музей Пия-Климента, Ватикан
Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара, ок. 330—320 до н. э. // Музей Пия-Климента, Ватикан
Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара, ок. 330—320 до н. э. // Музей Пия-Климента, Ватикан

А теперь, дорогой читатель, перенесёмся в восемнадцатый век. Однажды к Зинаиде Волконской заглянул поэт А. Н. Муравьёв и уронил статую Аполлона. Стихотворец не растерялся и на пьедестале написал следующие строчки:

«О, Аполлон! Поклонник твой
Хотел померяться с тобой,
Но оступился и упал.
Ты горделивца наказал;
Хотя пожертвовал рукой,
Зато остался он с ногой».

Александр Сергеевич Пушкин не остался в стороне от произошедшего и посвятил этому событию эпиграмму, смысл которой будет ясен благодаря всему вышесказанному.

Аполлон и Пифон — Питер Пауль Рубенс, между 1636 и 1637 гг. // Прадо, Мадрид
Аполлон и Пифон — Питер Пауль Рубенс, между 1636 и 1637 гг. // Прадо, Мадрид
Аполлон и Пифон — Питер Пауль Рубенс, между 1636 и 1637 гг. // Прадо, Мадрид

«Лук звенит, стрела трепещет, и, клубясь, издох Пифон; И твой лик победой блещет, Бельведерский Аполлон!» — начинается стихотворение. Эти строки, как не сложно догадаться, посвящены победе Аполлона над Пифоном.

 Marcantonio Franceschini (1648–1729)
Marcantonio Franceschini (1648–1729)
Marcantonio Franceschini (1648–1729)

«Кто ж вступился за Пифона, кто разбил твой истукан? Ты, соперник Аполлона, Бельведерский Митрофан» — вторая же часть эпиграммы в юморной форме превращает разбившего статую Аполлона А. Н. Муравьёва в защитника змея Пифона.

Бельведерский — ясно почему, но причём тут Митрофан, спросит дорогой читатель. Отвечаем: имя Митрофан, благодаря упоминанию в комедии «Недоросль» Фонвизина, часто стало являться синонимом глупца.

Надеемся, эта история показалась тебе забавной и познавательной. Будем благодарны, если ты, наш дорогой читатель, расскажешь в комментариях о своём желании иль нежелании читать об отсылках к мифологическим персонажам в творчестве великих поэтов.

Ещё мы публикуем материалы в Telegram (@antike) и во ВКонтакте. Если есть возможность и желание, то нас можно поддержать материально. Читать предыдущие материалы: Почему в современном мире опасно знать кто такая Цитерия? (Ода «Вольность» А. С. Пушкина) // Почему «в небесном поле ходит Веспер золотой»?