Утопии-теологемы, утопии-философемы и литературно-художественные утопии

21.09.2017

Мы уже взяли из трудов В.А. Бачинина толкование определения антиутопия, после чего в статье "Дистопия в литературе и медицине" рассказали о необычно синониме этого понятия. А теперь я предлагаю вновь обратить к энциклопедическому словарю и понять что такое утопия.

Уто́пия (от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место», букв. "место, которого нет"; по другой версии: ου — «благо», то есть «благое место») — нормативно-ценностная модель должного, идеального общественного устройства как антитезы сущего, несовершенного социального порядка.

Представляет собой сквозную тему мировой духовной жизни, облекавшуюся в культурные формы мифологического, религиозного, философско-социологического и, литературно-художественного характера. В них доминирует предположение о самодостаточности нравственных форм регуляции социального поведения людей, об их изначальной добродетельности, позволяющей обходиться без сложных дисциплинарных механизмов правовых систем.

Те утопии, в которых смоделированы отношения, жестко регулируемые органами государственной власти (Платон, Мор, Кампанелла и др.), несут в себе скрытую интенцию к самоотрицанию и являются, по существу, антиутопиями (прим. обязательно ознакомьтесь с заметкой об антиутопии).

Древнейшая из утопий — миф о золотом веке как докультурном, допровавом состоянии, при котором естественная добродетельность людей исключала необходимость в каких-либо внешних регуляторах их повседневного поведения.

Библейские утопии-теологемы хронологически локализованы либо в мифическом прошлом (утопия Эдема), либо в столь же мифическом будущем (утопия Нового Иерусалима) и представляются религиозному сознанию (прим. возможно вам будет интересно прочитать заметку о массовом сознании) крайними временными пределами, между которыми располагается эон всемирной истории.

Утопии-философемы представляют собой рационально сконструированные, умозрительные модели должного социального порядка, оттеняющие неустроенность реального существования людей.

К ним примыкают утопии-социологемы с более отчетливой проработанной социальной схемантикой действительного воплощения в жизнь воображаемых проектов (марксистская утопия).

Литературно-художественные утопии — жанр литературного зодчества, допускающий безбрежное фантазирование автора, подчиняющееся лишь одному требованию: воображаемый проект должен соответствовать исходных антропологическим контрастам, отвечать сокровенным чаяниям людей.

The Garden of Eden by Lucas Cranach der Ältere
The Garden of Eden by Lucas Cranach der Ältere