"Что движет солнце и светила". Платон о любви

09.04.2018

«Что движет Солнце и светила…» — эти слова Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» посвятил любви. Но нечто подобное мог бы сказать применительно к любви и другой великий человек, живший почти на 18 столетий раньше, — греческий философ Платон. Он также считал любовь великой космической силой. И это, на первый взгляд, может показаться удивительным для столь серьезного мыслителя, отца всей европейской философии, создателя теории идеального государства и т. д. Тем не менее, Платон посвятил теме любви несколько диалогов. Самые известные из них — «Пир» и «Федр». В своих произведениях Платон рассматривает любовь как вселенскую, великую силу развития и движения, как силу, возвышающую человека, делающую его более нравственным, пробуждающую скрытые способности души и воспоминания.

В представлении Платона любовь очень многогранна. И для этой небольшой статьи хотелось бы взять только три аспекта, три идеи философского видения любви: любовь как космическая сила, движущая сила всего во Вселенной; любовь как способ обрести бессмертие; любовь как пробуждение воспоминаний бессмертной души. Итак…

Идея первая: космическая сила притяжения

Если бы Платон говорил на языке современной физики, он, наверное, упомянул бы электромагнитные взаимодействия, когда отрицательно заряженный электрон притягивается к положительно заряженному протону. Эта невероятная, всеобъемлющая сила заставляет двигаться небесные тела и стремиться друг к другу живые существа. А как быть с человеком?

Диалог «Пир» посвящен богу любви Эроту, участники пира по очереди произносят ему хвалебные речи. Они говорят и о самóм великом древнем божестве, которое принесло в мир любовь, и о силе стремления, заставляющей человека искать свою половинку, чтобы снова обрести целостность, о том, что сила любви заставляет человека становиться лучше, чтобы быть достойным своего любимого. И когда очередь доходит до Сократа, тот рассказывает историю о том, как был рожден Эрот. На пиру в честь богини Афродиты Пения, «Бедность», решила сойтись с богом Поросом (чье имя переводится как «Богатство», «Путь», «Средство достижения цели»). И от этого союза родился Эрот, который, как истинное дитя своей матери, всегда беден, необут и бездомен, но по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, храбр, смел и силен, жаждет разумности и достигает ее. Он всегда пребывает между нуждой и богатством, между невежеством и мудростью, между безобразием и красотой. Он всегда стремится уподобиться своему отцу и жаждет богатства, красоты и мудрости, но никак не может выйти из невежества и бедности. Стоит ему достичь цели, как все его дела идут прахом. Отсюда рождается вечная сила стремления, сила любви и страсти, которая, как говорит Платон, присуща всем живым существам. Нам всегда чего-то недостает, мы всегда о чем-то мечтаем и стремимся к тому, чего нам не хватает. Это может быть стремление от невежества к мудрости, от убогости к изобилию, от болезни к здоровью, от безобразия к красоте. Любимый человек, любимое дело, мечта жизни могут стать силой, которая заставляет человека меняться, развиваться, становиться лучше.

Важно, что речь идет здесь о подлинной страсти, а не о слегка тепловатом чувстве. Для того чтобы возник электрический ток, нужна разность потенциалов, для того чтобы человек двигался и развивался, нужно, чтобы возникла «разность потенциалов» между тем, кем он является сейчас, и тем, к чему он хочет прийти.

И как узнать, в правильном ли направлении ты движешься? Действительно ли ты стремишься к тому, что тебе нужно? Действительно ли твои цели не иллюзорны? Очень просто: по ощущению счастья. Подлинная цель, то, чего действительно не хватает человеку, то, что является для него подлинным благом — говоря словами Платона, принесет человеку подлинное счастье.

Идея вторая: стремление к бессмертию

Одна из вещей, которая делает нас по-настоящему счастливыми, как считает Платон, это осознание собственного бессмертия, поэтому все живое стремится достичь бессмертия. Но мы смертные существа, по крайней мере, обычно так считаем. А для смертных существ есть только один способ достичь бессмертия: родить нечто новое, возродиться через нечто новое, оставить после себя потомство, продолжить жить в чем-то или в ком-то. И наши «потомки» очень разные: у кого-то это дети и внуки (интересно, что потребность продолжить свой род — это тоже в определенном смысле стремление сделать свой род бессмертным), у кого-то — построенный дом, написанная книга или стихи, картины, музыка, сделанные открытия и изобретения, мудрые советы, которые помогли людям. Но самые бессмертные из «детей», как считал Платон, — хорошие законы и модели воспитания для общества. Чем более бессмертны дети, которых оставляет человек, тем более бессмертен он сам. Любопытно, что здесь Платон перекликается с некоторыми древними традициями, где считалось, что душа человека жива, пока живо его имя и память о нем.

Каждый человек, по словам Платона, чем-то беременен — физически или духовно. И под действием силы любви рождаются и обретают форму вещи, которые человек вынашивает в своей душе: добродетели, стихи или картины, открытия...

В знаменитой "Весне" Боттичелли выражает идею Платона о беременности души*

Но если в душе человека пусто, или если она наполнена горечью и злостью, или если человек видит вокруг себя только грязь и ненависть, его душа как будто сжимается и ничего не может родить.

Но тогда возникает вопрос: откуда же в нашей душе берутся эти творения, идеи, мечты? Ведь, согласно теории Платона, каждый уже приходит в этот мир, неся в себе зерна того, что может оставить после себя. Это чем-то напоминает «Синюю птицу» Мориса Метерлинка, где каждая душа, прежде чем прийти в этот мир, должна найти свое предназначение, самое главное, что она сделает в этой жизни.

Идея третья: пробуждение воспоминаний души

Интересно, что Платон был в чем-то близок древнеиндийским мудрецам, говорившим о теории реинкарнации. Например, в своих диалогах «Государство», «Федон», «Федр» он рассказывает о перевоплощении души. О том, как душа после смерти переживает путешествие и видит удивительные и прекрасные вещи в небесном мире.

Платон однозначно считал, что человек приходит, наделенный врожденными идеями, опытом прошлых существований. И хотя он не помнит то, что происходило в прошлых его жизнях и в том загадочном периоде, когда его душа находилась в ином измерении и могла наблюдать жизнь богов, существует механизм, который он называл припоминанием. Проблема в том, что, когда мы снова рождаемся, мы «пьем воду из реки забвения Леты» и пробуждаемся в этом мире, почти ничего не помня и не зная. Почти, но не совсем. Скажем точнее, не помнит и не знает наш разум. Но, как говорит Платон в диалоге «Федр», когда бессмертная душа человека сталкивается с чем-то, что она когда-то видела и любила, что когда-то было для нее дорого, с чем-то, что отдаленно напоминает ей небесную жизнь, ей это кажется прекрасным, душу охватывает сильное волнение и влечение, у нее начинают расти крылья. И это волнение и чувство мы называем любовью. Почему нашу душу трогают те или иные книги и образы героев, почему от какой-то музыки или стихов на глаза наворачиваются слезы или, напротив, пробуждается внутренний огонь? Почему есть места, в которые нас тянет, города, в которые мы мечтаем совершить своего рода паломничество сердца? Почему есть люди, встретив которых, мы словно узнаем родную душу? Почему мы так любим смотреть на звездное небо и на заходящее солнце, а ночью сидеть у костра, зачарованные пляской огня? Представьте на секунду, что мы уже когда-то жили, уже смотрели в это небо, на этот огонь, а древние города, в которые сегодня мы приезжаем как туристы, видели в зените их могущества и славы. Представьте, что мы видим в чертах любимого человека или слышим в любимой музыке слабый след того, что когда-то очень любили, чем жила наша душа…

Это и есть припоминание. И это и есть любовь.

Елена Косолобова

 _______________________

* Подробнее об этой картине читайте в статье "Эзотерический смысл "Весны" Боттичелли