Объективность и субьективность, или Выбирать все равно придется…

Сегодня на лекции о Философии истории снова заговорили о проблеме выбора, а точнее даже о проблеме оценки - насколько правильно выбрать то, а не иное. Кто может дать однозначный ответ? Ведь мы столь несовершенны, столь далеки от истины, что доверять своему ощущению вряд ли правильно. Да и мой ли это выбора, насколько он свободен, не влияют ли на меня какие-то внешние факторы или даже чья-то манипуляция... А раз так, как же решаться на выбор, если риск ошибки столь велик?!

С одной стороны, совершенно правильное рассуждение - мы несовершенны и наши убеждения субьективны, мы не свободны, и находимся под влиянием множества факторов. Ошибка, я думаю, в том, что отказавшись от сознательного выбора и принятия на себя ответственности за возможную ошибку, мы все же (хотим или не хотим) сделаем выбор. Но уже бессознательный. И понесем за него ответственность. Но также бессознательно. И по сути, выбор именно в этом: действовать сознательно либо бессознательно. В первом случае мы понимаем, что и почему мы делаем, и имеем больше возможностей исправить ошибку, во втором - нет. Более того, отказавшись от сознательно принятых убеждений, мы будем действовать исходя из убеждения бессознательного (еще более субьективного).

Судя по всему, и необходимость выбора, и наличие убеждений уже в силу того, что мы люди, для нас неизбежна. Так что, я выбираю действие, ибо, как говорил в Бхагавадгите Кришна: действуй, Арджуна, а там видно будет...

Илья Барабаш