По ком пищит тамагочи?

10.03.2018

Недавно рядом со мной в вагоне метро сели девочка лет десяти и ее мама. Они о чем-то спокойно беседовали, как вдруг девочку словно что-то толкнуло. Переменившись в лице, она оборвала разговор на полуслове, схватила болтавшийся у нее на рюкзачке брелок и начала сосредоточенно нажимать на нем какие-то кнопки. Через несколько минут она вернулась к разговору, инстинктивно продолжая сжимать брелок в руке. Это был тамагочи - маленькая незатейливая игрушка, которая, появившись меньше трех лет назад, со скоростью эпидемии распространилась по миру, захватывая и детей, и взрослых. Я поймал себя тогда на мысли, что мы опасались тотального вторжения компьютеров - этаких супермонстров, вершины искусственного интеллекта, а на самом деле они уже вошли в жизнь миллионов людей «с черного хода» - через кажущиеся безобидными игрушки, игры и прочие компьютерные забавы. И тамагочи - один из ярких примеров такого, можно сказать, "захвата" нашей жизни жизнью искусственной, или виртуальной.

Эта виртуальная жизнь создает у человека иллюзию возможности управления чем и кем угодно путем нехитрых действий. Тамагочи, маленький электронный брелок с дисплейчиком, изображающим некоего зверька и заодно показывающим его состояние, имеет всего три кнопки, которые и определяют всю его жизнь, делая сытым, здоровым, довольным. Идея облагодетельствовать человечество, сведя все усилия человека достигнуть счастья к усилиям нажимать нужные кнопки (варианты: использовать услуги джинов, золотых рыбок или умных щук, волшебных палочек и тому подобного), далеко не нова, но никогда столь сильно не владела умами людей. Такого рода фантастические идеи осчастливить всех бездельем - мечты о беззаботном мире, где не надо глубоко задумываться, где все дается просто и не требует конкретных усилий, особенно усилий души, где нет необходимости проявлять волю, любовь и разум, то есть, по большому счету, быть человеком, - порочны и бесплодны по самой своей сути, их воплощение ведет к деградации человека, к потере им своего внутреннего стержня.

Сторонники подобных идей апеллируют к простоте и легкости такого подхода, к минимизации затрат сил, к отсутствию или незначительной вероятности вредных, опасных последствий. В случае с теми же тамагочи главный аргумент таков: прежде чем заводить себе живого друга, пусть ребенок сначала "потренируется" на дешевой электронной игрушке, тем более что это намного дешевле, не требует хлопот, да и расстаться с ней намного проще - что там, взял и выкинул, в конце концов. Но радость общения и счастье дружбы заменяются при этом убогим суррогатом привязанности, привычкой и, в конечном счете, зависимостью от электронного брелка. Ведь тамагочи не объяснишь, что у тебя в жизни есть не только он (или оно?) и что ты бываешь занят другими делами, от него не дождешься понимания и уж тем более сопереживания.

Виртуальное существо живет своей жизнью и просто диктует горе-владельцу свои условия. "Привычка свыше нам дана: замена счастию она" - но уж очень сомнительная замена! В результате человек не замечает, как сам становится похожим на своего "хозяина" - маленькую игрушку, и уже его собственная жизнь, понукаемая настоятельным писком тамагочи, начинает зависеть от правильного и своевременного нажатия кнопок. Он вынужден всегда и везде носить с собой этот маленький брелок, он просыпается посреди ночи в страхе, что забыл нажать кнопку, или просто проверить, как "чувствует себя" виртуальная зверушка. Писк игрушки заставляет его забыть все дела и думать только о том, чего виртуальное существо "хочет" в настоящий момент. Масштабы этой зависимости таковы, что предприимчивые люди даже создают "детские сады", куда желающие могут сдать на время своего тамагочи и где за ним будет обеспечен правильный уход! Другие организуют для тамагочи специальные кладбища и оказывают ритуальные услуги, причем стоимость таких похорон в десятки раз больше стоимости новой игрушки.
(Интересно, как посмотрели бы на нас, если бы мы захотели устроить торжественные похороны, например, холодильнику, который честно и добросовестно прослужил 30 лет? Наверное, как на идиотов. А ведь конкретной пользы от холодильника было намного больше, а беспокойства - меньше.)

В чем же состоит основное отличие виртуальной жизни в любых ее формах от жизни реальной? Компьютерная программа - в каком бы компьютере она не выполнялась, большом или маленьком, - неизменна. Она вынуждена работать по заранее заданному алгоритму и в силу этого мертва уже в момент начала «самостоятельной» жизни. Пусть даже эта программа использует случайные числа, сложные алгоритмы - это лишь увеличивает количество вариантов, но логика ее все равно остается "железной".
Для наглядности можно представить себе, что помимо привычных нам четырех измерений (три пространственных и время) существуют еще и другие - внутренние измерения всего живого, связанные со свободой души и эволюцией жизни. Жизнь человека невозможно описать в терминах простого перемещения в пространстве с течением времени и физико-химических процессов, проходящих в организме. Существует еще и многомерное пространство свободы выбора, непредсказуемости, "случайности", возможности развиваться, внутренне расти. Здесь действуют силы наших идеалов, убеждений, мыслей и побуждений, чувств и страстей. Именно в этом пространстве проходит настоящая эволюция и действует то, что древние называли законами Дхармы (высшего долга, предназначения) и Кармы (судьбы).

Виртуальная жизнь имеет врожденную болезнь - отсутствие этих измерений. Красивейший виртуальный мир в действительности прост и одномерен, так как все в нем задано неизменной логикой программы, и даже элементы случайности, которые могут вводиться в эту программу, не способны радикально изменить ситуацию, являясь также запрограммироваными. "Свобода" тамагочи, маленького существа с тремя кнопками, в миллионы раз меньше свободы паука, плетущего паутину, или муравья, несущего травинку в муравейник. И уж тем более тамагочи нельзя сравнить с собакой, кошкой или другими домашними животными, место которых он все чаще занимает. Постоянное общение с искусственной зверушкой приводит к тому, что примитивная модель заменяет в нашем сознании живое существо, и даже трагедия смерти становится обыденным повторяющимся событием, теряя свой смысл стимула к осознанию ценности и важности жизни.

Натренированный" общением с виртуальным животным или виртуальной реальностью, привыкший к тому, что проблем или вообще нет, или они условно-искусственны, человек начинает воспринимать и окружающий его реальный мир так же линейно, одномерно и однобоко. Звезды и Солнце можно заменить лампами, ветер - работой вентилятора, деревья - искусственными растениями... Но что при этом останется? Не станет ли наша собственная жизнь в окружении всех этих искусственных предметов столь же искусственной и одномерной? Не случится ли так, что мы сами внутренне станем похожи на тамагочи и нам будет вполне достаточно, чтобы нас накормили, напоили, развлекли и уложили спать? Дело здесь вовсе не в наличии кнопок, а в примитивности внутреннего измерения, в том, что душа становится механизмом, работающим по раз и навсегда заданной программе.

А ведь без этого жизнь многих людей, которую мы называем обычной, подчас больше похожа на виртуальную, чем на настоящую. Работа только для того, чтобы немного заработать, не приносящая удовлетворения, ежедневные бытовые хлопоты и мелкие проблемы, отнимающие уйму времени, обязательно-ритуальный просмотр сериалов, желание, чтобы все было «не хуже, чем у других» - все эти повторяющиеся день за днем рутинные заботы притупляют чувства, заставляют нас ходить по замкнутому кругу. Это затягивает почище любого болота, и самая мысль о том, что можно выбраться из привычной колеи, что еще не поздно что-то поменять и измениться самим, кажется несбыточной мечтой или безумием, либо даже совсем не приходит в голову.

Пока наши сердца не зачерствели от равнодушия и апатии, у нас остается возможность вырваться из этого искусственного мира, в котором мы крутимся как белки в колесе, вернуться в мир реальный, наполненный жизнью и свободой, чтобы полной грудью вдохнуть его аромат, почувствовать на себе его свет, увидеть вокруг себя настоящих, живых людей, животных, растения, минералы... А уж после этого решить, какой мир мы для себя выбираем.

Дмитрий Захаров