Священные центры Древней Греции

Традиционно Грецию называют родиной демократии и философии, образцом классического искусства, ставшим эталоном на многие века вперед, ареной исторических событий, подаривших бессмертные примеры мужества и долга, колыбелью современной культуры.

Мы смотрим на фотографии, запечатлевшие остатки колонн, храмов, святилищ, и как будто из ниоткуда рождаются вечные вопросы: «Что скрывается за величественным молчанием Парфенона? Почему так трогает эта строгость колонн храма Аполлона? Что нам пытается сказать безмолвный жест Афины Паллады?»

Творения античной Греции до сих пор очаровывают своей магией…

Акрополь

С античных времен и по сей день каждое утро на самой высокой точке Афин пробуждается бессмертный дух Акрополя. Афинский Акрополь — это сердце города, в переводе с греческого его название означает «верхний город».

К сожалению, до нас дошла только малая часть древнего строения, но все же мы имеем уникальную возможность увидеть выдающиеся памятники древнегреческой архитектуры.

Вид с Акрополя на Афины, внизу — храм Гефеста

Театр Диониса, древнее театральное здание, расположенное на юго-восточном склоне Акрополя, в античные времена было способно вместить более 17 тысяч зрителей.

Одеон Герода Аттика. Акрополь

Одеон Герода Аттика — еще один образец классического древнегреческого театра. Трудно представить, но в нем сейчас, как и много столетий назад, ставятся драматические произведения, выступают балетные труппы, проходят фестивали. Для афинян Одеон был и остается любимой сценой под открытым небом.

Эрехтейон, выполненный в ионическом ордере храм, находится на Акрополе к северу от Парфенона и располагается на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Здесь же растет оливковое дерево, согласно легенде, то самое, которое было даровано жителям города Афиной Палладой. Внутри храма видны и остатки колодца с ключом соленой воды, который, как гласит тот же миф, был подарен афинянам Посейдоном. С обратной стороны храма можно увидеть стройный ряд кариатид, воплощающих принцип стойкости и красоты, которая способна хранить и держать законы гармонии.

И конечно же, Парфенон! Он стоит несмотря на многочисленные войны и пожары, несмотря на неумолимое время и еще более разрушительные действия человека: известно, что в 1687 году во время турецко-венецианской войны Парфенон был взорван попавшим в него снарядом.

Акрополь. Оливковое дерево, дарованное Афиной Палладой

Это гимн красоте и гармонии, воплощенным в камне. Парфенон был построен по пропорциям золотого сечения и с помощью приема курватуры, благодаря которому храм кажется идеально прямолинейным, хотя в контурах здания нет почти ни одной прямой линии.

Такое ощущение, что еще минута, и по этим ступеням начнут подниматься жрицы богини Афины, зазвучат песнопения, откроются двери, и где-то в глубине Парфенона из таинственных сумерек постепенно начнет вырастать тридцатиметровая статуя Афины Парфенос…

Театр Диониса. Акрополь

Элевсин

Город Элевсин находится недалеко от Афин и не является, как мы бы сейчас сказали, раскрученным туристическим местом. Но дух античности жив здесь и по сей день, и кажется, что сама природа замирает в ожидании чего-то величественного и таинственного.

Элевсин. Пещера, из которой появлялся Аид, чтобы увезти Персефону в подземное царство

Руины храмов и остатки фундаментов святилищ хранят один из самых значимых мифов Древней Греции — миф о богине плодородия Деметре и о ее дочери, прекрасной Персефоне, похищенной Аидом, богом подземного царства. Убитая горем Деметра искала ее по всей Земле, и от тоски матери стала погибать природа: увяли цветы, перестали петь птицы, пропали урожаи, и людям стало трудно жить на бесплодной земле. Чтобы спасти человеческий род от гибели, Зевс распорядился, что большую часть года Персефона будет проводить с Деметрой, а в оставшееся время будет спускаться в царство Аида. И когда Персефона покидает свою мать, на земле воцаряется холод и наступает зима. Возвращаясь на землю и встречаясь с матерью, Персефона ведет за собой весну, природа просыпается, и все вновь оживает.

Элевсин

В археологическом комплексе Элевсина находятся пещера Персефоны, откуда, согласно преданию, на колеснице появлялся Аид, бог подземного царства, чтобы вновь увезти свою жену в подземное царство, храмы Деметры и Персефоны, у которых сохранились фундамент, переход, остатки колонн, фриз с надписью и древний колодец. Около одной из стен есть даже надпись о том, что именно здесь остановилась Деметра после долгих поисков дочери, что здесь были переданы знания тем первым жителям города Элевсина, которые основали культ богини Деметры. Ведь, согласно мифу, Деметра даровала людям колос пшеницы с зернами и знания таинств жизни и смерти.

Элевсин. Древний колодец рядом с храмом Деметры и Персефоны

Дельфы

Согласно мифу, Зевс выпустил с противоположных концов земли двух орлов, повелев им лететь навстречу друг другу. В середине пути они встретились в Дельфах у подножия горы Парнас, и именно в этом месте был обозначен центр мира — где находится знаменитый Омфалос, пуп земли.

Дельфы. Храм Аполлона

Согласно письменным источникам, c VIII по V век до нашей эры в Греции ни одного решения не было принято без предварительного обращения к Дельфийскому оракулу. Дельфы были главным священным местом античной Греции, сюда приезжали даже представители высшей власти, желая получить советы в государственных делах, в вопросах, влияющих на судьбы народов.

Предсказания давались внутри храма Аполлона, остатки которого сохранились и по сей день. Пифия, главная жрица, восседала на треножнике над расщелиной в скале, из которой клубился пар.

И сегодня еще вздымаются ввысь колонны святая святых — храма Аполлона, внутри которого горел вечный огонь. И мы ощущаем, что здесь правят иные законы, здесь иные ценности и иной смысл жизни.

Дельфы. Толос

Бог Аполлон, вещавший устами пифии, никогда не делал исключения ни для богатых, ни для бедных, ни для афинян, ни для спартанцев, ни для чужестранцев. Неслучайно на портике храма Аполлона были высечены знаменитые слова «Познай самого себя». Каждый приезд в Дельфы для просящего совета у оракула был шансом стать еще на один шаг ближе к истине, это был шанс задуматься о себе, о своих границах, возможностях и, наконец, о своей человеческой природе. Те, кто потеряли надежду, вновь обретали силу и уверенность, а те, кто были полны самоуверенности, чувствовали свою уязвимость и ограниченность, ведь недаром посетителям было сказано, что гордыню и высокомерие боги никогда не оставляют безнаказанными.

Ниже святилища Аполлона находятся руины Толоса, храма Афины Пронои, шедевр архитектуры, сочетающий в себе почти все ордера архитектуры классической эпохи. Древний памятник состоит из круговой колоннады с двадцатью дорическими колоннами, увенчанными архитектурным поясом с рельефными метопами, украшением которых служат сцены амазономахии и кентавромахии.

Но время не пощадило и это священное место, последнее предсказание оракула звучит как прощальное слово: «Скажите властителю, в руинах лежит благословенное искусствами место. Нет больше у Феба крыши над головой и пророческого лавра. Затих говорящий источник, смолкло журчание вод…»

Татьяна Игнатова