Мужское & Женское

Гражданские права и равные права. Сегодня эти вопросы вызывают как никогда много дискуссий и горячих споров, хотя по сути сами понятия совершенно разные. Не углубляясь особенно в проблемы, поднимаемые современными феминистками, обозначим разницу между ними.

Первое понятие — гражданские права — касается защиты гражданина от всевозможных форм дискриминации: расовой, возрастной, религиозной, по признакам сексуальной ориентации и половой идентичности и др. То есть гражданские права гарантируют людям равную защиту в соответствии с установленным законом.

В свою очередь, понятие равных прав или, как еще принято говорить, равенства полов, подразумевает максимальное отсутствие различий между мужчинами и женщинами, особенно в тех культурах, где мужчины издавна имели больше прав и пользовались большим авторитетом. (Это, например, викторианская Англия или современные исламские страны).

Во многих так называемых цивилизационных странах периодически возникали и возникают до сих пор движения за отмену определенных форм дискриминации. Пожалуй, одно из наиболее известных — аболиционизм, массовое движение за освобождение негров-рабов и установление гражданских прав для них в Соединенных Штатах, которое началось в 30-х гг. XIX в. Как бы то ни было, современные реалии показывают, что многие вопросы, касающиеся этой темы, до сих пор не решены.

Особенно острые дискуссии возникают сегодня вокруг проблемы половой дискриминации, что не удивительно, поскольку именно такая форма имеет наиболее давние корни. Большинство историков сходятся во мнении, что в эпоху палеолита именно женщине отводилась доминирующая роль. Закрепление патриархата датируется лишь 4000 г. до нашей эры, что является не таких уж большим сроком по сравнению со всем периодом эволюции человека.


©
©
©

Некоторые современные женщины гневно заявляют, что принятые в обществе подчиненные женские роли — это, ни много ни мало, полноценная форма рабства. Тем не менее, если внимательно посмотреть на всю историю человечества, нетрудно проследить, что периоды доминирования каждого из полов последовательно сменяли друг друга: наряду с Тутмосом III и Тутанхамоном признанными великими египетскими фараонами считают Хатшепсут и Клеопатру. Вспомним также Екатерину Великую, Маргарет Тэтчер и даже Ангелу Меркель.

Есть и ещё один аспект, о котором стоит упомянуть. Отношение Библии к женщине. Как правило, в библейских писаниях женщинам отводились второстепенные роли. Вдобавок к этому, само понятие Бога всегда оставалось патриархальным. Многие мужчины, вследствие этого, по сей день уверены в том, что имеют больше прав на доминирование, нежели женщины.

Если обратиться непосредственно к истории искусства, то можно выявить примерно те же идеи и концепции, которые были характерны для всего периода становления искусства. Давайте ненадолго представим себе типичного художника. Вероятнее всего, в вашем воображении возник образ какого-то абстрактного мужчины, верно? Это неудивительно и типично для большинства людей. Но ведь есть и женщины, которые стали известными деятелями искусства. По сути это революционерки, которые своим влиянием с огромным трудом сумели внести достаточно существенный вклад во всемирную копилку искусства. Вспомним лишь несколько имен.


©
©
©

Святая Екатерина Болонская, также известная как Катерина де Вигри — итальянская художница, основательница и первая аббатиса клариссинского монастыря Корпуса Домини в Болонье. Как вы уже догадались, она стала католической святой, канонизированной римским папой Климентом XI в начале XVIII века. При жизни ей удалось создать свой собственный стиль, которому стремились впоследствии подражать многие художники. Сохранились свидетельства о том, что некоторые из них приезжали к ней, чтобы учиться и обсуждать вопросы, связанные с нынешним состоянием и дальнейшим развитием искусства. По сей день святую Екатерину считают покровительницей художников.


©
©
©

Проперция де Росси — итальянская женщина-скульптор эпохи Возрождения. Интерес к поистине мужскому и нелегкому занятию — резьбе по камню, обработке мрамора и гравюре — пробудился в ней ещё в детские годы. Тогда маленькая Проперция вырезала изящные фигурки на персиковых косточках. Она стала одной из первых женщин, сумевших если не разрушить, то хотя бы пошатнуть стереотипы современного ей общества.


©
©
©

Артемизия Джентилески — итальянская художница XVII века, которая стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции. Её феминистское творчество было наполнено героическими женщинами. Её художественная эстетика, одинаково сильная и смелая, сторонилась традиционных представлений о женской слабости и была лишена стереотипов. Часто в полотнах Артемизии гармонично соединялись сексуальность и насилие.


©
©
©

Джулия Маргарет Кэмерон — английская женщина-фотограф викторианской эпохи, начавшая свою карьеру лишь в возрасте 48 лет. Основное внимание в своих фотоработах она сосредотачивала на головах великих людей с тем, чтобы передать зрителю глубину их ума и собственное отношение к ним.

Всех ли из этих женщин вы знали? А сколько имен остались незамеченными или остались незаслуженно забыты?

Начиная с прошлого столетия столь сильные различия между женщинами и мужчинами в сфере искусства постепенно стали стираться. В эпоху же Интернета были устранены последние барьеры, мешающие женщинам реализовывать в полной мере свой творческий потенциал.
Так принято считать. Однако до сих пор доминирование мужчин не преодолено полностью.
Плохо это или хорошо? Действительно ли женский пол чувствует какое-либо угнетение и не справедливость? У каждого свой ответ. Как бы то ни было, хочется верить, что однажды настанет время, когда будет неважно, создано то или иное произведение искусства мужчиной или женщиной. И единственным критерием, по которому оно будет оцениваться — это сила и глубина его воздействия на чувства зрителя.