Photogeographic
12 097 subscribers

Василий и Татьяна Прончищевы - имена далёких арктических берегов.

1,9k full reads
5,2k story viewsUnique page visitors
1,9k read the story to the endThat's 37% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Экспедиция Лена-Таймыр. Продолжение. Анонс здесь.

Предыдущая часть

Мы пришли в Усть-Оленёк и, рассказывая об этом посёлке, невозможно оставить без внимания одну из многочисленных страниц в его истории. Здесь навеки упокоились Василий и Татьяна Прончищевы, имена которых можно найти на географической карте несколько восточнее. Собственно весь восточный берег Таймыра так и называется - Берег Прончищева. Есть там также и река Прончищева и озеро с тем же названием и, в конце концов, бухта Марии Прончищевой. А между устьями Оленька и Анабара можно найти кряж Прончищева. Нам ещё предстоит побывать там, именно туда и лежит наш дальнейший путь. Кто же эти люди, оставившие свой след в истории географических открытий.

Могила Прончищевых в посёлке Усть-Оленёк.
Могила Прончищевых в посёлке Усть-Оленёк.
Василий и Татьяна Прончищевы - имена далёких арктических берегов.
Памятник находится несколько в стороне от могилы, на склоне. Поставлен уже в наше время.
Памятник находится несколько в стороне от могилы, на склоне. Поставлен уже в наше время.

Василий Васильевич Прончищев руководил одним из отрядов Великой Северной экспедиции. Великая Северная экспедиция (1733-1743г.г.), официальное название – Вторая Камчатская, по сути, являлась глобальным проектом Российской империи не знавшим себе равных. В рамках этого проекта, которым руководил Витус Беринг, было несколько самостоятельных экспедиций, цель которых заключалась в описании и составлении карт российских территорий. Великая Северная экспедиция потребовала привлечения огромных материальных и людских ресурсов. Тринадцать кораблей, которые были построены в Архангельске, Тобольске, Якутске и Охотске обслуживали семь исследовательских отрядов. Последние были в достаточной степени обеспечены оборудованием и провиантом, экипажи кораблей полностью укомплектованы. Число участников основных и вспомогательных отрядов составило около 5000 человек.

Василий Васильевич Прончищев (1702 - 1736) родился в мелкопоместной дворянской семье в селе Богимово Калужской губернии. Тринадцатилетним подростком он был определен на учебу в Московскую навигацкую школу. По окончании ее учился в Морской академии в Петербурге, затем служил на Балтике. К 1732 г. штурман Прончищев заслужил репутацию опытного судоводителя. Видимо, в том же году он познакомился в Кронштадте с Татьяной Кондыревой. 20 мая 1733 г. в одной из тульских деревень состоялась их свадьба. Василий Прончищев получил отпуск и медовый месяц провел вместе с женой на родине и в Москве. Этот месяц, однако, не был беззаботным - молодой чете предстояло вскоре отправиться в далекую экспедицию. Будущая полярная путешественница родилась в 1713 г. в селе Березово Алексинского уезда в семье стряпчего Федора Степановича Кондырева.

Еще в январе 1733 г. Василия Прончищева, "лучшего штурмана Кронштадта" (как его аттестовало начальство), включили в список участников Второй Камчатской экспедиции Беринга. Адмиралтейств - коллегия разрешила офицерам взять с собой жен и детей. В дальний путь с Прончищевым отправилась его молодая жена.

Долог оказался путь огромного обоза с людьми, провиантом и снаряжением для будущих кораблей. Лишь в октябре 1734 г. , после зимовки в Тобольске, участники экспедиции прибыли в Якутск. Здесь заложили два первых судна - дубель - шлюп и бот. Лейтенант Василий Прончищев был назначен командиром дубель - шлюпа "Якутск". Всю зиму команда работала на строительстве судна. В мае 1735 г. корабль спустили на воду. Инструкция, врученная Прончищеву, предписывала дубель - шлюпу идти "из Якуцка - Леною - рекою до устья, а от устья к западу подле берега морем до Енисейского устья", то есть впервые обогнуть и нанести на карту неведомый тогда Таймыр.

Среди 50 человек, которые 29 июня 1735 г. вышли в опасное плавание на дубель - шлюпе "Якутск", находилась молодая жена капитана. Женщина оказалась на судне "незаконно", вопреки известной морской традиции. Взял ли ее муж с собою самовольно или с разрешения Беринга, остается загадкой. Во всяком случае, жена капитана стала участницей экспедиции неофициально и в документах не числилась - именно поэтому историкам длительное время не удавалось выяснить сведения о ней.

До конца лета 1735 г. «Якутск» прошел с инструментальной съемкой 1800 километров вниз по Лене и вышел в Ледовитый океан. Здесь простились со вторым кораблем экспедиции - ботом "Иркутск", получившим задание пройти Беринговым проливом в Тихий океан. На зимовку встали в устье реки Оленек. Команда благополучно перенесла зимовку, но к весне 1736 г. у некоторых членов экипажа, в том числе у капитана и его жены, обнаружились признаки цинги. Однако Прончищев не придал значения болезни и решил продолжать путь вперед.

Плавание 1736 г. оказалось трудным. Корабль лавировал среди льдов и не раз оказывался под угрозой сжатия. Встречные ветры часто не позволяли идти под парусами, и дубель - шлюп медленно продвигался вперед на веслах. Отсутствие карт, многочисленные мели, встречные течения еще более осложняли плавание. 13 августа сделали первое открытие - остров Преображения (там нам ещё предстоит побывать). Далее повернули на север, и пошли вдоль берегов таинственного Таймыра. Открытия следовали одно за другим: архипелаг Петра, острова Андрея, Павла, Фаддея, залив Фаддея, архипелаг Комсомольской Правды.

Утром 19 августа, когда "Якутск" находился у входа в пролив Вилькицкого, путь преградили сплоченные льды. Ветер стих, и полное безветрие создало угрожающее положение: ударил мороз, разводья стали покрываться молодым льдом. Нависла опасность ледового плена (получается, что действительно тогда климат был более суровым, мы в эти числа также будем на восточном берегу Таймыра, но всё будет не так жёстко). На корабельном совете было решено возвращаться назад.

Разбивая молодой лед баграми и веслами, работая круглые сутки, команда делала отчаянные усилия вырваться из западни. К счастью, на третий день поднялся ветер, он разогнал волну, и "Якутск" под парусами пробился на чистую воду. Попытка встать на зимовку в Хатангском заливе оказалась неудачной: посланные на берег люди принесли неутешительную весть о том, что плавника нет нигде, строить и отапливать жилье нечем. Прончищев решил идти к Оленекскому зимовью (на самом деле в Хатангском заливе и в устье Хатанги мало плавника).

Состояние командира корабля со дня на день ухудшалось, нервное напряжение и цинга делали свое дело. Иногда он не мог подняться с постели и поручал заботы о судне штурману Семену Челюскину. Жена не отходила от него, но помочь ничем не могла. Цинга подтачивала и ее силы. 28 августа «Якутск» вошел в Оленекский залив, но пройти к зимовью не смог, так как дул сильный южный ветер и от сгона воды обмелел фарватер. Превозмогая слабость, Прончищев спустился на ялбот и отправился к берегу искать проход для корабля. Переночевав в зимовье, он утром вернулся на судно, с трудом взобрался на борт и потерял сознание. В восемь часов вечера 29 августа 1736 г. Василий Прончищев, не приходя в сознание, скончался.

Из-за сильного ветра "Якутск" еще несколько дней не мог войти в устье реки Оленек. Лишь 4 сентября штурман Челюскин записал в вахтенном журнале: "Свезли на берег бывшаго лейтенанта Прончищева жену. В исходе 2 часа пополуночи лейтенанта Прончищева положили во гроб и свезли на берег". 6 сентября В. В. Прончищева похоронили на высоком берегу мыса Тумуль. А через шесть дней, 12 сентября 1736 г. , Челюскин записал в журнале: "В начале сего 4 часа пополуночи бывшаго командира дубель - шлюпки Якуцка Прончищева волею божею жена его умре".
Ее похоронили рядом с мужем. Могила Прончищевых сохранилась до наших дней. В 1875 г. ее нашел геолог А. Л. Чекановский.

Имя первой полярной путешественницы увековечено на карте, в память о ней названа большая бухта на Таймыре. Имя жены Прончищева долгое время оставалось неизвестным. Факт ее участия и смерти в полярной экспедиции был зафиксирован документально лишь записями штурмана С. И. Челюскина в вахтенном журнале "Якутска". Однако в этих записях жена Прончищева не названа по имени. В других документах экспедиции, даже в рапорте Беринга в Петербург о смерти В. Прончищева, она не упоминается совсем. Не сохранилось имя первой полярной путешественницы и на могильном кресте. Имя "Мария" появилось на картах и в литературе в первые годы Советской власти по случайной ошибке картографов. В 1913 г. экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту. Надпись "М. Прончищевой" (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как "бухта М. Прончищевой". Так это название закрепилось на картах. Лишь только в 1983-м году исследователи выяснили подлинное имя Прончищевой – Татьяна.

Как я уже рассказывал, впервые в Усть-Оленьке и на могиле Прончищевых мне довелось побывать в 2000-м году. Это был завершающий этап в моей серии «
5000 километров в одиночку». И в процессе подготовки, пути в поисках информации привели меня в клуб «Приключение» Шпаро. В 1999-м году ребята из клуба провели в Усть-Оленьке уникальную экспедицию. Дело в том, что в истории сохранился облик всего лишь трёх из нескольких тысяч участников Великой Северной экспедиции. В том числе неизвестно было, как выглядела и чета Прончищевых. Воссоздание их облика как раз и ставилось в задачи экспедиции клуба «Приключение». Для этого, конечно, необходимо было провести эксгумацию, а специалисты провели реконструкцию облика Прончищевых.

Скульптурная реконструкция С.А. Никитина
Скульптурная реконструкция С.А. Никитина

Предыдущая часть

Продолжение следует

Оглавление:

Здесь в хронологическом порядке размещены все части описания нашего путешествия, которое длилось около двух месяцев. По ссылкам вы можете проследить весь наш путь и все события на этом пути. Кратко нитка маршрута: Якутск - река Лена до дельты - Оленёкская протока - море Лаптевых на запад от дельты Лены - устье реки Оленёк - устье реки Анабар - острова Большой и Малый Бегичев - остров Преображения - восточный берег Таймыра до бухты Марии Прончищевой - Хатанга.

Анонс всего путешествия.

Каждое путешествие с чего-то начинается.

Якутские тукуланы.

На устье Белянки.

А не пойти ли нам в баню.

Посёлок Сангар.

Вечерняя фотосессия на устье Вилюя.

Утро на устье Вилюя.

Щука на вертеле. Кулинарные эксперименты в походе.

Сорок островов. Там, где Лена бескрайняя.

В гостях у Аграфены.

Жиганск.

Шаровидные фантазии Лены.

Натара. Нежилой посёлок на берегу Лены.

Джарджан. Ещё один ненаселённый населённый пункт на берегу Лены.

Небесно-песчаные фантазии Лены.

Река Лена. Точка 70грд. 24мин. с.ш. - 124грд. 45мин. в.д.

Кюсюр. Якутский посёлок в низовьях Лены.

Река Лена чуть ниже Кюсюра.

Где у Лены Труба.

Цветочные поля Заполярья.

Река Лена у Тит-Ары.

Остров Столб. Там, где начинается дельта Лены.

Джордж Вашингтон Де Лонг - полярный путешественник.

Арктическая станция на острове Самойловский. Немцы в дельте Лены.

Оленёкская протока. Дорога от реки к морю.

Хлебнём немного моря.

Усть-Оленёк. Обиталище на краю света.

Василий и Татьяна Прончищевы - имена далёких берегов.

Терпяй Тумус. Мыс в море Лаптевых и заброшенная метеостанция.

Удачная охота! Те, кто пережил ледниковый период.

Морелаптевские сюжеты

Неожиданная встреча с Мишкой на севере.

Погибшие корабли моря Лаптевых

Сокровища морелаптевских берегов

Юрюнг-Хая. Посёлок - бензоколонка на пороге Арктики.

Метеостанция Анабар. Не понимаете как без мобильной связи и интернета жить? Тогда учите морзянку.

Охота на оленей и хитрый зайчик на закуску... Все модели не пострадали.

Как мы пробивались сквозь льды моря Лаптевых к острову Большой Бегичев.

Счастливые люди острова Большой Бегичев.

Необитаемый остров Малый Бегичев. Вряд ли бы этот клочок суши понравился Робинзону.

Полярная станция - остров Большой Бегичев. На развалинах империи.

Как мы ждали у моря погоды. И разведка острова Большой Бегичев.

Опасный переход на утлом судёнышке по морю Лаптевых и удачная охота на овцебыка, как награда за риск.

Никогда не были на острове Большой Бегичев? Тогда пойдём посмотрим.

Затерянный мир - остров Преображения. Клочок суши, в море Лаптевых, на карте напоминающий сперматозоид и переполненный жизнью.

Пикник на обочине. Полярная станция - остров Преображения.

И загорают моржи на ласковом пляже острова Преображения. Не хотите ли присоединиться?

Птичий город на острове Преображения. Миллион-миллион-миллион... птиц на голой скале.

Коса Цветкова на Таймыре. Где белые медведи пасут моржей, а рядом живут геологи.

Пейзажи мыса Цветкова. Пожалуй, одно из самых красивых мест восточного берега Таймыра. И чьё имя носит этот берег.

Удачная охота на овцебыков. Это был неожиданный бонус.

Прекрасный вечер в уютной лагуне Немцова. Но мы ещё не знали, что это станет нашей западнёй.

Кажется мы застряли. Шторм теперь не скоро выпустит нас из этой уютной лагуны. Из хроники морского путешествия.

В западне у моря Лаптевых. Беспокойный горностай и чайки на крыше. Хроники морского путешествия.

Чтобы сломать ситуацию, нужно пойти ей вопреки. Бросок в бухту Марии Прончищевой. Хроники морского путешествия.

Ещё один потерянный рай. Заброшенная полярная станция в бухте Марии Прончищевой.

Ну и далеко же мы зашли на север. В бухте Марии Прончищевой, где живут медведи и моржи и немного мы.

Мойте лапы перед едой. Не совсем белый Белый Медведь.

Вы знаете где находятся самые северные материковые горы Мира? Бы-р-р-р-анга. Даже от названия веет холодом.

Ходят ли белые медведи в горы? И когда приходит песец.

Мы дошли почти до 76-й северной широты. Но пора поворачивать на юг и возвращаться в Хатангу. Скоро зима.

Вдоль таймырского берега назад в Хатангу, назад в цивилизацию. Но Таймыр так просто не отпускает.

Спортивный зайчишка и шустрый горностай на таймырском берегу. В общем, сопровождающие нас лица.

Рисунки на стене покинутого жилья - следы чьей-то человеческой души.

Прощай море Лаптевых

Посёлок Новорыбное - островок человеческой жизни в низовьях Хатанги.

Что такое Light Pillars. И как олени преодолевают водные преграды.

Хатанга - далёкий северный посёлок и порт. Здесь мы завершили свой двухмесячный маршрут.

Общая нарезка из видеофрагментов по всему путешествию